Наталья Бульба, "Ловушка для темного эльфа", или как НЕ стоит писать фэнтези-3
Наталья Бульба, "Ловушка для темного эльфа", или как НЕ стоит писать фэнтези-3
Название: Ловушка Для Темного Эльфа
Автор: Наталья Бульба
Дата выхода: март, 2010
Издательство: Армада
Аннотация: Не всегда методы воспитания, используемые родителями, доставляют удовольствие самим воспитуемым. Особенно если ты наследник темноэльфийского правителя и твой возраст давно перевалил за пять сотен лет. Особенно если это касается человеческой женщины, с которой лоб в лоб столкнула проказница-судьба. Особенно если ты даже представить не можешь, чем это все может обернуться. Особенно если эта невзрачная женщина, терзающая твой утонченный взгляд,— будущий маг Равновесия…




Данную книгу хотелось бы разобрать по нескольким пунктам:
1. Сюжет (впечатления в целом);
2. Персонажи (хорошо ли прописаны, какое впечатление оставили и т.д.);
3. Мир (как описаны детали, расы, религии, языки);
4. Стиль автора (собственно, насколько приятно мне было читать, впечатления от диалогов/описаний и прочего);
5. Состояние текста (логичность, пунктуация, орфография)

Кхм. Кое-что хотелось бы сказать и о качестве издания, так, для «завтравки». Для начала - об обложке сего чудесного издания, которая поразила меня с самого начала. Мало того, что, прошу прощения, декольте у леди где-то не там, где полагается, так еще и когтистая лапка Ёльфа тянется вовсе невесть куда. Более того, авторитетно могу заявить, что обложка иллюстрирует вообще непонятно что – при всем обилии персонажей в книге, я так и не смогла идентифицировать сию особь мужского пола.
Еще страшнее – аннотация к книге и само ее название так и остались мною непонятыми. Хотя тут уж не мне судить – в конце книгу я читала уже просто через силу, потому Великий Смысл могла и упустить ненароком.
В аннотации просто ужасно выглядит постоянное повторение слова «особенно». Сотни, тысячи рецензий существуют, начинающихся строками «… особенно если ты *вставить по вкусу*…»

А теперь начну «разбор полётов» по пунктам.

Сюжет данного произведения

Охарактеризовать его можно достаточно кратко – всего в нескольких предложениях. Она – будущий маг из «техногенного мира» (Равновесия, это вам не какой-нибудь там случайный архимаг!), он – наследный принц дроу, зазнаистый остроухий красавчик, что ко всем людям относится с презрением и острой нелюбовью. Вокруг них – вечно суетящаяся разношерстная толпа, да не абы кого, а всяческих князей, правителей, королей и принцев. Честно скажу - все достаточно предсказуемо и вызывает отчаянные порывы пойти поспать уже на пятидесятой странице.
Будущий великий маг – несчастная женщина в годах, которую бросил мужчина, а выросшее дитятко больше не обращает на нее внимания. Знакомится она в парке с ним – самым прекрасным, неповторимым и утонченным, ожившей женской мечтой. Далее автор отдает ее к нему в ученицы вместе с сыном. Полугодовой процесс обучения занимает ровно две страницы стандартным шрифтом – гораздо более автору нравится описывать моральные терзания главных героев. Так и хочется написать «скучно, скучно, скучно…» И уже приблизительно на тридцатой странице героиня с сыном зачем-то (честно, я долго пыталась понять, зачем же!) отправляются… гулять по миру, где нет Интернета, телевидения и прочих благ цивилизации. Бедный подросток – интересно, ему не сильно скучно было? По пути их ожидает огромное количество предсказуемых «неожиданностей», встречи с сильными мира сего, моральные терзания и много глупых и бессмысленных диалогов. Закончится все счастливо: весьма странной "битвой" аккурат на полторы страницы, и всеобщим счастьем – все женаты и радуются жизни. Однако автор на этом решила не останавливаться – книга заявлена как дилогия, радуйтесь, поклонники серий «много лет прошло после их свадьбы…».


Персонажи

Хотелось бы более подробно охарактеризовать всех более-менее значимых персонажей.

Итак, Лера. Как я уже сказала, немолодая женщина, («Возраст, в котором можно было мечтать о принце на белом коне, остался давно позади»), терзаемая различными скучными проблемами. Она становится «носителем сути Равновесия», сильным и умелым магом, и – о чудо! – магия внезапно возвращает ей молодость и красоту. Что касается характера – то ли внезапное возвращение в «юность», то ли еще что, но матери, взрослой женщины я в ней не увидела. Поведением, характером она напоминает тех самых распространенных фэнтезийных молодых девушек. В общем, я не знаю, хотела ли автор создать образ, отличный от современных типичных, но увы – не получилось все равно. Меч Лера держит идеально, красиво бросается заклинаниями, да вдобавок еще красавица… Хм. Поневоле возникает мысль «Где-то я это уже видела…»

Гламурный эльфик Олейор вообще поразил меня до глубины души. Нет, не характером своим, хотя и этим отчасти тоже. Невозмутимый, вечно «презрительно усмехающийся» дроу, который едва терпел Леру в начале книге, уже к сотой странице восторженно вздыхал на портретик нашей красавицы. Все многочисленные дамы были забыты, остался один лишь предмет обожания, о котором несчастный дроу думал днем и ночью, не отвлекаясь на дела государственные. Ну разве что с папочкой иногда ругался по поводу наследования. Характер – будто скопирован с трех тысяч принцев-дроу до него. Рассказ ведется в основном от двух лиц – Леры и Ёльфа, но честно сказать, одно повествование мало отличается от другого.


Саша – юный маг, сын Леры. Собственно, я даже не знаю, что о нем можно написать. Жизнью сына мамочка не интересуется принципиально – поэтому мне даже трудно сказать, увлекается ли мальчик компьютером и всем, чем ему по возрасту полагается увлекаться. Хотя у них с мамой все взаимно – его тоже не особенно волнуют перемены во внешности Леры и ее отношения аж с двумя супер-крутыми представителями сильного пола, по крайней мере, я этого не увидела. Вообще, на мой взгляд, персонаж совершенно пустой и лишний. Под конец книги он вообще уйдет обратно на Землю (вестимо, по благам цивилизации все-таки можно соскучиться). Для обычного подростка ведет себя ну очень странно, но в целом - ничем не запомнился.

Валиэль – юный эльф, один из немногих, пожалуй, кто мне более-менее понравился во всем этом таборе малопонятных персонажей. По стилю общения с Лерой он показался мне более подходящим на роль сына. Принес ей маловразумительную клятву, в связи с чем вынужден повсюду за ней таскаться. В общем-то, про этого персонажа тоже нельзя много сказать – как и все, он ничем особенным отметится не успел. Хорошо хоть, вообще запомнился.

Рамон – тот самый главный соперник принца-дроу, весьма брутальный тип с темным прошлым. Архимаг, очень могущественно «колдунствует» и пытается завоевать сердце Леры, в связи с чем постоянно ругается с Олейором. В общем-то, как и Валиэль, довольно милый персонажик – в отличие от этого Ёльфа холодного, мне он понравился намного больше, хоть автор и наделила его ролью лишь «главного соперника». Единственное, что меня изумило – познакомившись в конце книги с милой красоткой, о Лере он тут же позабыл, как по волшебству.

Персонажей очень много. Всех описывать и посыпать ядом у меня не хватит ни сил, ни возможностей. Мне весьма понравился друг принца, дроу с весьма странным именем Гадриэль (интересно, за что автор так жестоко с ним?), знаток в области соблазнения и задушевных разговоров на всякие интересные темы. («Единственное, что может заворожить черноволосого лорда больше, чем прелестная женщина или редкое оружие, - это чужая тайна»). Довольно милый эльфик получился, хотя, опять же, автор его совсем не раскрыла – и «лучшего друга» не получилось.

Хотелось бы отметить своим недовольством папочку Олейора – странного и абсолютно в своих поступках Элильяра (к сожалению, за правильность имени я не ручаюсь – весьма тяжело найти, когда в тексте приоритетным для автора является использование местоимений). Он показался не просто странным, а жутко надуманным персонажем.

По ходу данного повествования Лера обрела парочку родственников среди оборотней и драконов, и зашкаливающее количество приятелей и друзей из знати, и даже двух предателей, которые смылись в неизвестном направлении (вестимо, в продолжение). Поскольку об иных персонажах я могу сказать лишь пару слов, то просто приведу цитату:
«Вокруг тебя сложилась очень странная ситуация. Ты моя ученица. Невеста Рамона. Светлые Эльфы дали тебе клятву. Рядом с тобой оборотни. Человеческий архимаг. Твой отец – князь волков-оборотней. Подруга – драконица…»

Знаете, я бы среди такой массы народу точно бы сошла с ума…


Мир


Что я могу сказать – при возможности выбираться в более развитые миры и тырить брать оттуда все что душа пожелает – и при этом сидеть в скучном средневековом мирке? Хм. Одной ли мне кажется это странным и нелепым?
Обилие рас удручает и радует одновременно. О Аллилуйя, что еще гномов, орков и троллей не привели – а то бы я точно сошла с ума. Хотя да, куда уж там каким-то троллям до прекрасных оборотней и эльфов.
Хм. Искренне была удивлена отсутствием вампиров и демонов. А что, было бы даже забавно. Если бы все те расы, что наличествуют в произведении, да расписать по-человечески, а не только на примерах знати, то получиться могло очень даже ничего. А так – увы, довольствуемся тем, что есть.
Ни особенностей религии, ни каких-либо интересных деталей автор нам не показывает. Дворцы, балы (и тех нет) – не в счет. Красивые описания запоминающихся мест этого мира отсутствуют. Автору гораздо интереснее переживания героев – надуманные и глупые.
Казалось бы – попал в другой мир, в другое время – внимай, запоминай, ходи с блокнотиком и изучай! Ан нет – мы лучше будет страдать по несостоявшейся любви. Жаль.

Стиль автора


Пожалуй, вот оно – к чему у меня самые большие претензии. Мысли героев ломаные, некрасивые, обрываются резко, оставляя недоумение и непонимание: что сие было? И в чем суть повествования, собственно?
Предложения «порваны» где надо и где не надо, и выглядит это ужасно, откровенно сбивая с мысли. Ты уже настроился на красивое, наконец, описание, и тут тебе «То есть не так…» И – думай, что же сей фразой хотел сказать автор? Излюбленным способом прерывания вроде здравой мысли у автора является многозначительное многоточие и начинающаяся с нового абзаца фраза «Вот только…» А также использование местоимений, что при большом количестве главных и не очень персонажей в общем-то, выглядит несколько нецелесообразным.
После фраз подобного рода понять глубинный смысл текста становится весьма и весьма непросто (так как приходится буквально продираться сквозь нагромождения совершенно бессмысленных конструкций и разорванных предложений):
«- Черный, - перебиваю я его. Все кажется понятным. Вот только меня интересует не это»
- Автору, вестимо, понятно все, а вот что делать несчастному читателю?

«И до меня наконец-то доходит, что никакой ловушки нет – есть жизнь. И в этой жизни стоит судить лишь себя. Свои чувства, свои мысли, свои поступки. И я улыбаюсь своим мыслям в ответ. Почти легко и свободно. Вот только…»
- Прекрасный пример излюбленного авторского приема.

«А те, которые рядом с Рамоном… Вот, значит, как… На нем нет метки, но это не то, о чем подумала Лера»
- Поди пойми, что значит сии фразы. Наверное, надо быть шаманом в трансе, чтобы понять.
«Она поворачивается а сторону мага. И в ее глазах… Но ничего не успевает сказать, потому что уже объяснять что-либо становится поздно»
- я после сей фразы довольно долго пыталась заставить себя продолжить чтение.

Вот это мое любимое:
«Не спросил. Похоже, мне в очередной раз повезло. Другой бы уже послал куда подальше. А этот стоит. Брови хмурит. О чем-то думает. Главное, чтобы не о том, куда именно»
- собственно, то, что эти разрозненные рваные предложения можно соединить в одно, и красиво соединить, автор не подумала.

Диалоги «в пустоту» для многоуважаемого автора данного опуса – дело привычное. Без них книга потеряла бы значительную часть объема. Герои общаются между собой так «четко и понятно», что их за это хочется тихо убить. Пример шикарного диалога:
«- Земля и воздух. А ты?
Нет, родной. До такой степени доверия ты еще не дорос. Но…
- Справлюсь.
И все-то он понимает. На губах едва ли не чертенята прыгают.
- Нужно вызвать патруль. Иначе…
- Вызовем. Пока готовиться будем. Ну что, в гостиницу?»

В общем, после такого ( а еще безгранично глупой формы построения диалогов «- Почему? – И подкрепила свой вопрос выражением полного недоверия…») мне осталось только тоскливо выть и отмечать грамматические и всякие логические забавности.


Состояние текста

Основные претензии у меня к уважаемому товарищу редактору/корректору издательства, который, похоже, в принципе не имеет понятия о том, что деепричастные, причастные обороты, вводные слова и уточнения – вообще-то должны выделяться запятыми. Уж простите, я все могу понять – может, и работа тяжелая, трудно все вычитать (не редактор, так что всех тонкостей знать не могу), ну ладно, одна-две пропущенные запятые, но ведь не хронически же?
А так, в общем-то, к орфографии претензий у меня нет. А вот к логичности… Я просто приведу примеры, а потом подведу итог.
«У них были длинные шелковистые волосы. Темные у одного и светло-русые, цвета выгоревшей пшеницы, у другого.
С удлиненными лицами и большими, вытянутыми к вискам глазами.
Короче, обаяшки.»

У меня у одной сие описание вызывает дикую истерику и заставляет представлять волосы с глазами? О_о

«Приняла повод у темноволосого, решив, что кобыла рыжей масти как раз мне под стать. Тем более что она той же масти – рыжая.»

Знаете, смайлик такой – О_о ? Так вот. Такими и стали глаза мои после сей фразочки.

Для меня выглядит несколько странной фраза:
«Причем в его глазах, оказавшихся напротив меня…»
- мне сразу представляется, как кто-то специально высунул глаза и держит их напротив лица.

«Многозначительное «КХМ» подтвердило мое предположение»

Зачем крупными буквами, да еще в кавычках? Первая мысль – некая таинственная аббревиатура секретной организации. А вторая – а зачем было в кавычки-то?

«Благодаря жене и сыну привычные с детства слова «семья», «род», «честь» приобрели совершенно иное значение. Мои чувства метались, мысли путались. Я пытался искать виновных… не находил их. Как и не мог представить свою жизнь, в которой их больше нет»

Ну бывают разные люди.. кому-то, вестимо, для собственного спокойствия всегда нужен тот, на кого можно вину свалить.

«… но вид перекинутого через плечо Тарласа мага вызывал у меня истерический смех. Ну а глядя на меня… Хохот стоял такой…»
То есть, получается, насмотревшись на мага, она стала сама на себя смотреть и хохотать? Да и вообще – ужасное построение. Глядя на нее, стоял хохот. О_о

«На лице… Полное раскаяние»
Первая мысль: а что, бывает худое раскаяние? О_о

«… но стальные зрачки продолжают смотреть в глубь меня…»
Стальные зрачки – это уже интересно, но когда они еще и внутренности изучать могут…


«И в тот миг, когда она, переполненная силой, вынесла дверь камеры, в которой нашли Тиасаль, мои глаза встретились с еще двумя взглядами. И Рамон, и Гадриэль сделали такие же выводы»
Это просто не фраза, а одна сплошная нелепость. Мало того что хрупкая девушка куда-то носит двери, так еще двое стоят и втихаря делают какие-то выводы.


Заключение

Ох, не читайте, дети, сказки от Армады… Такого начитаетесь – в жутком кошмаре не приснится!
Уж не знаю, кто рискнет читать продолжение сего опуса. Я же благодарю автора за то веселье, что принес мне ее бред, и думаю, что к продолжению я не приближусь никогда в жизни.

Для интересующихся - ссыль автора на СИ:  (СИ почему-то виснет)

Ну и 

Вот, пожалуй, и все. О следующей книге - уже скоро!=)
Засим спешу откланяться,
Искренне ваша, вечно придирчивая и вредная Лэри! 






Мои рисунки


Читать далее
Andy Kehoe

Читать далее
Приколы про Вампиров


Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 24-12-2021, 11:32


337


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх