"Явление тайны" Клайва Баркера
"Явление тайны" Клайва Баркера
"Явление тайны" Клайва Баркера

Сюжет.
Человек по имени Рэндольф Яффе – прирожденный неудачник. Неженатый, лысеющий, за всю жизнь не сумевший продержаться ни на одной работе больше года. В начале повествования Яффе предстает перед нами в роли служащего в почтовом ведомстве, чья работа заключается в вскрывании писем, не нашедших своего адресата, с целью проверки их на наличие денежных купюр. Вопреки ожиданиям, скучать на работе не пришлось: многие письма после внимательного прочтения оказывались частью некой тайны, каждое содержало в себе обрывки сокровенного знания, Искусства. Яффе черпал это знание и в один прекрасный день решил, что он больше не неудачник, отныне он человек, познавший истину. А в чем, собственно, истина? Говоря кратко, существует некая Субстанция, «океан снов», и тот, кто завладеет ей, завладеет Искусством.
Рэндольф Яффе стремится познать Искусство, и поначалу в этом ему помогает ученый-наркоман Ричард Флетчер, но вскоре «коллеги» становятся заклятыми врагами.
И вот на кону уже судьба всего мира…

Откровенно говоря, роман вызвал довольно противоречивые чувства. С одной стороны, есть безусловные достоинства, с другой – немало «минусов», которые лично для меня перевесили в конечном итоге.
Итак,
«Плюсы».
Во-первых, богатое воображение автора. Умудрился человек придумать практически целый мир: море Субстанции с островами Космом и Эфемеридой в нем, Синклит, охраняющий тайны Искусства, временные петли, борющиеся друг с другом «темные» тераты и «светлые» галлюцигении нашего сознания.
Во-вторых, достаточно хорошо продуманная композиция. Вроде бы я даже не нашла т.н. «невыстреливших ружей», нет персонажей, созданных для массовки, все сюжетные линии сплетены воедино, и, что не может не радовать, каждый микро-сюжет всплывает на поверхность ровно тогда, когда о нем уже и не помнишь, заставляя тем самым удивляться и не терять интереса до конца книги.
В-третьих, наличие нескольких сюжетных линий, что, безусловно, увеличивает интерес к книге.
В-четвертых, наличие определенных философских мыслей. Современное безразличное ко всему общество, взращивающее внутри себя полчища крепких терат-страхов и ошметки хлипких галлюцигений-желаний. И тема маленького человека (Яффе), его внутреннего мира и конечного результата его жизни.

Но к каждому из этих пунктов несложно привести контрапункт.
«Минусы».
Первое. Воображение автора. Дальше «разгула фантазии» дело не ушло. Да, в то, что Субстанция существует, я вполне могу поверить, но всё остальное прописано слишком слабо. Чего стоят только иад-уроборосы, так красочно расписанные, которые должны бы были нагонять ужас…только не нагоняют. Кажется, автор бросается из крайности в крайность: то слишком четкое, материальное описание, то слишком расплывчатое, практически не оставляющее место собственной фантазии читателя. Приведу одну из цитат-отзывов, найденных мною в инете: «Казалось бы, ингредиенты немногим отличаются от тех, что использовал тот же Кинг при строительстве Темной Башни… но Башня стоит, а море снов превращается в лужу». (ну тут я торжествую как человек, повернутый на ТБ))
Второе. Композиция. Сюжет показался необоснованно затянутым, дочитывала уже из принципа, и читать вторую книгу серии, «Эвервилль» пропало всё желание. Да и концовка, как по мне, предсказуемая и неоригинальная. Хотя радует, финал открыт.
Третье. Сюжет скуп в том плане, что есть одна главная тема – борьба добра и зла в образах Флетчера и Яффа, причем достаточно неоригинально прописанная: два враждующих человека, чья война продолжается и на других уровнях сознания, заключенные в плен духи, вдруг вырывающиеся наружу, дети, которые обязаны продолжать войну отцов. Любовная линия также банальна: любовь с первого взгляда (ну да ладно, тут еще можно списать на мистику, на предназначение), причем любовь детей заклятых врагов. Лав-стори с восклицаниями девушки типа «ах, нам нельзя быть вместе!» и последующими прятками по городу друг от друга. И еротишные сцены прям по шаблону: несколько раз автор доводит до «дела», но что-то героям всё время мешает, а потом они встречаются и так романтишно бегут навстречу друг друуугу, на ходу срывая одееежду… тьфу прям!)
Четвертое. Философия-психология персонажей. Сложилось впечатление, что автор писал так, как он видел, не особо задумываясь над тем, поймет ли его читатель, видимо надеясь, что этот самый читатель проглотит то, что ему дадут, поверит на слово. Психология героев, мотивация поступков практически не пояснена, нас просто ставят перед фактом что «так должно быть».
Ну и пятое. Переводчик с корректором поработали ужасно.

Самое яркое впечатление от романа – это коротенький эпизод с домашними животными из зоомагазина, брошенными на произвол судьбы в практически опустевшем городе. А персонажи, которым я хоть чуть-чуть сопереживала, - это хозяин зоомагазина и агент по недвижимости, любитель порно Уитт. Эпизодические персонажи, но их психология понятна больше остальных, хотя для них и отведено гораздо меньше места на страницах книги.

В общем, я ни в коем случае не претендую на звание знатока творчества К.Баркера, но «ЯТ» была первой и видимо последней книгой, которую я у него прочла. Не спорю, может у него есть и лучшие произведения, но это кажется попросту непроработанным, будто автор впервые писал в данном жанре. А может я недоросла до книги. А может просто люблю другую литературу.
Ну что ж, спасибо за внимание! Хотелось бы знать и ваше мнение.






Проклятый дар. Пролог

Читать далее
Закон для усех орков. Автор неизвестен


Читать далее
Остров легенд

Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 24-12-2021, 11:28


410


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх