Юрий Нестеренко «Отчаяние»
Юрий Нестеренко «Отчаяние»
Начать свой обзор хочу с мелодии, которая на мой вкус великолепно передает настроение повести. Музыка специфичная.

И так. Обзор мой будет разделен на 5 частей: вступление, разбор трех логических составляющих произведения и заключение. Делаю это для вашего удобства, дорогие мои.

Юрий Нестеренко «Отчаяние»

Вступление.
Сия повесть опубликована в сборнике "Русская фантастика" за 2011 год. Изначально он был куплен мною с целью поучиться у мастеров писать рассказы. И неожиданно для себя я нашла это необычное произведение, поразившее меня до глубины души.

Часть первая.
И так. Повесть встречает нас тремя эпиграфами:
Да, это он, верхний предел, апофеоз отчаянья!

М.Щербаков

Что, если, доверчиво блуждая в темных
подземельях мироздания, вы обнаружите
истины столь ужасные и отвратительные,
что знание их обратит все ваше существование
в бесконечный кошмар?

"Рильме гфурку"

Все маршруты ведут замерзших
В вечный холод и пустоту

Fleur


Согласитесь, многообещающе, верно?
Само повествование так же начинается с фразы, не предвещающей ничего положительно:
Вначале была тошнота.
Автор постепенно представляет нам своего героя, как человека, не помнящего, где он находится, зачем, как он тут оказался и кто он вообще такой.
Пока удивление превращалось в беспокойство, а беспокойство - в
страх, он обнаружил, что не помнит, что было накануне... или до этого...
или... он тщетно пытался выхватить из памяти хоть какой-то фрагмент
своей жизни, но натыкался лишь на пустоту.

Казалось бы - пока ничего особенного. Достаточно распространенная ситуация для фантастических и фэнтезийных рассказов. Но только обычно главный герой достаточно быстро находит человека, или группу людей, которые либо ему все про него рассказывают (возможно даже просто лгут, дабы использовать потом в своих целях), либо начинают подкидывать варианты для дальнейших действий.
Здесь же, персонаж находится в полном одиночестве и не имеет около себя никого, кто бы мог ему помочь, хотя бы своим присутствием. Этим повесть и цепляет с самого начала.
На протяжении всей первой части мы имеем возможность наблюдать за действиями человека, оказавшегося в подобной ситуации, осложненной еще и тем, что на глаза периодически попадаются разного рода ужасы. Попробуйте потом, после прочтения, поставить себя на место героя, и представить, а как бы вы действовали.
Порадуйтесь же вместе со мной за прекрасную способность автора к описанию ощущений и сопутствующих им мыслей. Они (описания) погружают читателя прямо в тело персонажа, что несомненно очень и очень хорошо... Пока ни начнется нечто такое:
Стену над ванной пересекала размашистая надпись, явно
сделанная пальцем, щедро обмакиваемым во что-то темно-красное. Только
одно слово: "ОТЧАЯНИЕ".
От неряшливых букв вниз тянулись давно засохшие потеки. Невольно
проследив их направление, он опустил взгляд в ванну - и вот тут ему
впервые захотелось закричать.


Часть вторая.
Вторая логическая составляюшая, сама повесть деления на части не имеет, начинается с того, что наш многострадальный герой обнаруживает, что он не один в этом непонятном месте:
Он дошел до конца коридора и снова оказался во внешнем кольце. И замер.
Откуда-то слева доносились глухие удары.

Очень боюсь сболтнуть что-то лишнее. Чтобы читатель не потерял интерес к произведению, скажу лишь, что наш герой нашел себе друга по несчастью, и они вместе стали искать ответы на многочисленные вопросы. Автору очень реалистично удалось передать характер и логику поступков "друга", и реакцию на них нашего знакомого несчастного.
С появлением второго персонажа, атмосфера отчаяния, безысходности, да и просто ужаса ненадолго отступает и в рассуждениях персонажей повести начинает появляться осмысленность и нормальная человеческая логика, наперекор всей страхамути встречающейся им на пути:
- Ладно, - сказал он вслух. - пойдем наверх. На этом уровне выхода
наверняка нет.
- Но ты ведь не весь его обследовал?


Часть третья.
- Теперь ты понял, наконец?
- Что понял? - рявкнул он в ответ. - Что я должен был понять?!

С этих слов начинается третья часть повествования. А в общих словах, с осознания нашими героями всей безысходности того положения в котором они оказались.
Сравнивая описания внешности с раскрытыми впоследствии причинами такого облика персонажей, начинаешь диву даваться. Как автор, заранее продумав сюжет мог так спокойно и безмятежно начать это адское повествование. Да, с третьей части начинаешь понимать, что в первой части были еще цветочки. Там были страхи связанные, так сказать, с физическими объектами, а тут - обстановка начинает серьезно давить на психику. На предмет можно не смотреть, звуки можно не слушать, а вот страшную мысль из башки вряд ли выковыришь. А сложнее всего избавиться от отчаяния.


Заключение.
Если вас заинтересовало данное произведение, то моя миссия была выполнена. Советую только не читать ее на ночь. А то я с дуру легла часиков так в один, почитать, и не смогла заставить себя отложить книжку и уснуть аж до трех, так как уж очень боязно было засыпать в полумраке не зная, что и откуда взялось.
Но для сильного эффекта, конечно лучше читать ночью, и чтобы попрохладнее было в помещении.
Читать можно здесь.

Напоследок комментарий самого автора:
Юрий Нестеренко 2009/09/02 06:24
> > 10.Улисс
>Получается по сути, что вы описали специфический вариант адских мучений. Данте бы оценил. Хотя ваш Ад - не христианский, я понимаю.

Да, это был один из мотивов - описать нечто более страшное, чем традиционные представления об аде. Нечто, по сравнению с чем физические мучения воспринимаются, как благо - и при этом ждущее всех вне зависимости от моральных качеств и поведения в жизни.






Жди


Читать далее
Александр. Глава 17

Читать далее
Рисунки оружия


Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 21-12-2021, 15:32


159


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх