"Криптономикон" Нила Стивенсона
"Криптономикон" Нила Стивенсона

"Криптономикон" Нила Стивенсона

Данную статейку можно прочесть в обзоре «Анафем» Нила Стивенсона.




Выдающийся, значительный роман.

Роман, который можно читать и как отдельное произведение, и как своеобразный приквелл к opus magna автора – «Барочному циклу».

Роман, обозначивший новый этап в творчестве Нила Стивенсона.

Роман-мозаика, в котором переплетены линии детективная и историко-приключенческая, фантастическая, реалистическая – и откровенно сатирическая.

В «Криптономиконе» Нил Стивенсон сводит несколько уровней повествования в единый гипертекст – и создает поразительно удачное единое полотно, которое не оставит равнодушным ни ценителя элитарной современной прозы, ни поклонника просто отличной жанровой литературы.

 

 

 

Второй, более ранний вариант аннотации представлен в краткой новости.





 

 

 

 


 

"Криптономикон" Нила Стивенсона

 

Насыщенно, без провисаний, со множеством сюжетных линий, которые пусть поначалу и не пересекаются, но тем интереснее читать, желая связать-таки воедино всех героев. И сама разнообразность линий подкупит, думаю, многих. Объединяющим элементом можно считать работу криптоаналитиков, важную как в современном мире для защиты информации, так и – тем более – в период военных действий.
Кому-то будет больше интересна история Второй мировой войны. На выбор читателю – кабинетная работа криптоаналитиков, боевые действия (впрочем, присущее боевикам смакование ужасов схватки – это не к Стивенсону, всё в меру), взгляд с японской и немецкой точек зрения. Это война как она есть, со всех сторон, а потому «Криптономикон» – роман о войне и людях, а не о шифрах и только, как можно решить из названия. Ложка дегтя – лишь вскользь упомянутый СССР, будто его заслуги в победе и нет вовсе.
Кому-то придется по душе современная линия (90-е годы). Авантюра по созданию информационного рая и поиск спрятанного в войну золота. Эта часть истории менее динамичная, а потому, наверное, менее привлекательная для читателя, скорее довесок, подводящий итог под жизнями людей, выигравших Вторую мировую. От себя замечу, что читать об экономико-бюрократических тонкостях создания акционерного общества было не слишком интересно, но у меня вообще аллергия на экономику и всё, что с нею связано.
А кого-то привлекут краткие научные и исторические очерки. На страницах книги появляются выдающиеся личности вроде Макартура и Тьюринга, а математика, программирование и криптография поданы вовсе не скучно и вполне доступно.
О финале. Многие утверждают, что он смят и куда более примитивен, чем остальной текст. Возражу. Он логичен. Знаете, есть понятие развязки, есть понятие эпилога. Вот самый конец книги – это скорее эпилог, приведение в порядок растрепанных концов сюжетных ниток, а окончание сюжета как такового для всех персонажей произошло раньше. Да, последние страницы вполне в духе финалов приключенческих романов, что, на мой взгляд, в данном случае соответствует подаче остального сюжета, порой нарочито комиксоподобного.
В интернет-отзывах отмечают вялость, затянутость и безэмоциональность повествования. Да, «Криптономикон», как и всю прозу Стивенсона, нельзя назвать «сюжетной» литературой, автор скорее следует принципу «а что если?», развивая события с заданной точки. Но смею надеяться, что из перечисленных выше сюжетов хоть что-то вас как потенциального читателя привлечет. Даже если интрига не поглотит полностью – будет хотя бы интересно узнать, чем же закончится дело. Откровенно скучать Стивенсон всё же не дает, в нужное время подкидывая...ну, да, «развлекухи».
Также к минусам относят разбитость романа на кусочки, отдельные истории, которые, мол, в общую схему так и не собрались. Тут даже не знаю, что возразить... Да, отдельные повествовательные линии поначалу имеют место быть, но, пожалуй, где-то к середине книги читатель уже знает, как персонажи друг с другом связаны.
Композиционно роман, на мой взгляд, выверен. Лишнего нет (если только вы не поклонник краткости, потому как Нил любит обилие деталей), исторические и научные вкладки к месту и не утомляют.
Кто-то отмечал полное погружение в сюжет, кто-то – что не видит перед собой картинки, что повествование выхолощено и бездушно.
Ах да, в «Криптономиконе» и про любовь тоже есть, если кому интересно.



 

 

В процессе вычитывания отзывов на просторах Сети наткнулась на замечательный кусочек, который очень хочу процитировать. Автор – ismagil / zurkeshe на Fantlab / Livelib соответственно.
Группа гениальных гиков при поддержке (и ненависти) типовых морпехов мечется по всему миру, развешивая все новые функшпили, дымовые завесы и камни по кустам, в том числе довольно людоедские. Главное – не дать гениальным гикам с противоположной стороны понять, что «Энигма» хакнута. А гики с противоположной стороны заняты не менее остроумными развлечениями типа высшей математики, геноцида и забуривания в базальт миллиона тонн золота. Полвека спустя дети и внуки примерно тех же героев при неохотной поддержке старших (причем не только выживших) мечутся по всему миру, скрывая тонкости завирального хай-тек проекта от конкурентов и акционеров – и неминуемо утыкаются в высшую математику, геноцид и забуренное золото.


 

Как и в нашумевшей ПЛиО Джорджа Мартина, у Стивенсона повествование разбито на главы, каждая из которых посвящена отдельному персонажу. Отличие же в том, что поначалу герои совершенно друг с другом не пересекаются. Однако не связанных непосредственно, объединяет их время действия (либо середина, либо конец двадцатого века), и безуминка в характерах, и поле деятельности, и родственные связи.
Лоуренс Уотерхауз. Математик-гений. Как и все гении – умный, увлеченный и слегка чокнутый. Знаком с Аланом Тьюрингом. Работает над расшифровкой немецкой «Энигмы». Из самых запоминающихся эпизодов с участием этого персонажа выделю главу-размышление-выведение математической модели зависимости качества работы от частоты эякуляции.
Рэнди Уотерхауз. Айтишник, вместе с друзьями создающий компанию «Эпифит» – ту самую Крипту, что заявлена в аннотации. Немножко недотепа. Именно он показался лично мне самым близким, самым приятным, родным прямо-таки персонажем. Эпизод о нем – глава-процесс поедания «Капитанских кранчей».
Бобби Шафто. Американский морпех, на досуге сочиняющий хокку. Очередной штамп вроде бы – но Бобби чертовски симпатичен! Если Лоуренс постоянно пытается отыскать (и находит) скрытые закономерности, подтексты, смысл какой-нибудь самой незначительной вещи и воспринимает войну сражением криптографов, то Шафто – полная его противоположность, видящий мир простым и четким – лишь бы начальство приказы отдавало. Эпизод с ним – самый последний, раскрывший во многом его внутренний мир. Единственно возможное, просто правильное завершение его темы.
Гото Денго. Еще один солдат своей страны, только, в отличие от Шафто, Японии. Он хороший инженер и человек огромной силы воли. Именно в его линии для меня воплотилось большинство ужасов Второй мировой. Для него – глава I.N.R.I. (да, да, Гото, как и вы сейчас, в том числе разгадывал смысл аббревиатуры).
Енох Роот. Будущий привет «Барочному циклу». Всё-таки обладает этот персонаж каким-то шармом. Не могу назвать его одним из главных героев романа, но без него книга бы потеряла что-то важное. Его эпизод.. а нет такого. Неуловимый он, нельзя его вот так описать в одном моменте.
Еще есть Ави с навязчивой идеей, завязанной на Холокосте, прочие компьютерщики, каждый со своими задвигами (=изюминками), Ами, которая, впрочем, не показалась особо оригинально выписанной, Дуг Шафто, напомнивший типичных старичков-бодрячков из романов Стивена Кинга, Бишоф, поначалу кажущийся просто забавным сумасшедшим фрицем, к которому позже проникаешься неподдельным уважением. Ох, наверняка забыла еще кого-то из важных персонажей.



 

 

На мой взгляд, характеры главных героев раскрыты отлично: ярко и притом достоверно. Эмоциональные излияния и рефлексию автор не использует, как ни к чему они и героям, занятым более насущными проблемами: как бы выполнить задание, познать природу вещей и просто выжить. Все они – мастера своего дела, отдаются ему целиком и полностью, и кто из них лучше прочих, сказать невозможно, как невозможно обозначить в «Криптономиконе» явных «врагов народа».
Персонажи «Криптономикона», даже эпизодические – и те неспроста: или несут своим существованием на страницах книги какую-то смысловую нагрузку, или же просто находят эмоциональный отклик у читателя, запоминаются, потому что каждый награжден писателем собственной причудой.
Интересно было читать стивенсоновское видение ученых, в том числе стоявших на пороге создания первой ЭВМ, – под таким углом, в таком контексте.
Читавшим «Барочный цикл» – читать и «Криптономикон», который, хоть он и был написан ранее, вполне можно считать достойным завершением истории семей Шафто и Уотерхауз. Впрочем, никто вам не мешает считать «этих и тех» лишь тёзками.
Из минусов. Защищать автора по каждому пункту не буду, просто скажу, что «на вкус и цвет». Оставляет желать лучшего проработка персонажей: картонные, шаблонные, скучные... Безэмоциональный айтишник, тупой солдафон, чокнутый ученый. Присутствует некая шаржированность в описаниях. Не всегда понятны/обоснованы личностные подвижки некоторых героев. Недостаточное внимание уделено мотивам действия. Линии некоторых персонажей завершены будто искусственно, притянуто за уши, недосказано.




О жанре. Киберпанк, хочется предположить, прочитав один из вариантов аннотации. А вот сомневаюсь. Скорее историко-приключенческий роман, авантюрный, шпионский и научно-популярный. Фантастики как таковой в книге немного, но ее проявления – это одна из изюминок текста; приводить примеры не буду – расковыривайте эту булочку сами. (=
«Криптономикон», думается мне, действительно роман: длинный, основательный, насыщенный, умный. И пусть говорят, что для художественного романа он слишком богат техническими терминами – одно другому не мешает.
Не буду кидаться фразами вроде «если вы гуманитарий, это не ваша литература». Я скажу так: если вы зеваете при слове «шифрование», дрожите от «двойного интеграла по замкнутому контуру» и беситесь при упоминании программистов – вот тогда советую подумать, прежде чем браться за «Крипт». Допускаю, что в сюжете вы для себя отыщете интересное, суть вы уловите и без понимания определенных терминов (хотя многое, кстати, разъяснено), - но есть риск с поднятой бровью коситься на «непонятно зачем втиснутые в текст» научные изыскания Стивенсона. Это как читать какой-нибудь вбоквел: кому-то попросту приятно отыскать пасхалку, кто-то возмущается, что ничего нового о старом не рассказали, а кто-то не понимает, зачем в тексте упоминается то или иное.
Во многом эта книга о гиках и для гиков.
Кому-то наоборот приятнее будет почитать о любимой отрасли научного или технического знания при скучном сюжете.
В общем, так или иначе, но настолько аккуратно соединить художку и скупые технические дисциплины – это надо уметь.
Наукообразность, конечно, фирменная черта творчества Нила Стивенсона, при этом не стоит отметать прочие заслуги автора. «Криптономикон» – роман человечный. О дружбе и любви, о человеке на войне и ужасе геноцида, о мудрости и желании быть свободным – звучит множество мотивов. «Криптономикон» – роман жизнеутверждающий, и Стивенсон провозглашает: побеждает не оружие – но сила воли и ум, социальное – но не животное в человеке.
Поговорка «краткость – сестра таланта» не о Стивенсоне. Автор пишет каждый роман по нескольку лет, по его словам, основательно изучая выбранную тему. А изучив, грех не поделиться с читателем. Деталей как всегда в избытке, Нил многословен, но и этим привлекателен, как мне думается. Да, наверное, добрую четверть книги можно и убрать – но надо ли? В этом случае не потеряет ли текст своего шарма?
Юмор – опять же фирменный, стивенсоновский. Шикарный, на мой вкус.
Подача материала показалась довольно интересной: много недосказанностей, которые читателю предлагают рассекретить, заставляя думать, прикидывать, предполагать, а не ждать, когда автор выдаст всё на блюдечке. Причем это не только научпопа касается, но и бытовой, так сказать, части.
Итого, непростая книга. Читая которую, проделываешь немаленькую работу, как умственную, там и эмоциональную, даже немножко устать успеваешь, но тем не менее просишь дать поработать еще и еще, наслаждаешься процессом. Может, кому-то будет тяжело такое читать, но при засилье откровенно слабых книг, проза Стивенсона, заставляющая шестеренки в голове шевелиться, кажется бальзамом на душу. А уж гениальна она или нет – решить вам и только вам.
И – вновь – отдельное спасибо Екатерине Доброхотовой-Майковой за добротный перевод. За хороший стиль изложения, за обыгранные шуточки, за игру слов.

 


Однако подразделение 2702 — совсем другая песня. Даже рядовым раздают «томпсоны». А на случай, если кто-то еще не поверил в серьезность задания, — ампулы с цианидом. Последний скепсис развеивает лекция полковника Чаттана о том, как правильно застрелиться. («Удивительно, сколько вполне толковых ребят запарывают эту внешне простую процедуру».)

 

 

Поручите советскому инженеру сконструировать туфли, и получите что-то вроде коробок для обуви; поручите ему сделать из чего убивать немцев, и он превратится в Томаса, его мать, Эдисона.




Если вы хотите, чтобы ваши тайны вас пережили, то, выбирая длину ключа, вы должны быть футурологом. Вы должны предвидеть, как будут в это время развиваться компьютеры. Вы должны разбираться в политике. Если весь мир превратится в одно большое полицейское государство, одержимое распутыванием старых тайн, то задача разложения на множители больших составных чисел может быть решена ударными темпами.


 

 

 

 

Уотерхауз думает о вложенных циклах. Он уже решил, что человеческое общество действует по этому самому принципу [*У него нет никаких определенных фактов на этот счет, просто идейка кажется занятной], и теперь пытается понять, похоже оно на велосипед Тьюринга (некоторое время работает безотказно, потом внезапно цепь сваливается, отсюда — мировая война), как «Энигма» (долго непонятно скрипит, потом вращающиеся диски выстраиваются, как в игровом автомате, и наступает всеобщее счастье, или, если предпочитаете, Апокалипсис), или просто как самолетный мотор (крутится себе и крутится, ничего особенного не происходит, кроме шума).






 

 

 

 

 

— Многие жалуются, что электронная переписка безлична, наши с вами отношения происходили посредством проводов и экранов. Некоторые говорят, это не сравнить с настоящим живым разговором. Однако мы видим посредством роговицы, сетчатки, оптических нервов и каких-то штучек-дрючек, которые берут изображение с оптического нерва и проецируют в мозг. Неужели слово на экране настолько хуже? Думаю, нет, по крайней мере в этом случае осознаешь искажение. А вот глядя на человека глазами, вы забываете про искажение и думаете, будто воспринимаете его непосредственно.





 

 

 

 

Она [жизнь] и сейчас не то чтобы скучная, но всегда легче создавать новые сложности, чем распутывать старые.






 

 

 

 

 

Правители Японии были дураки. Они забрали из Токио все золото и закопали его на Филиппинах! Потому что думали, будто Генерал его заберет. Но Генерал не стремился к золоту. Он знал, что настоящее богатство здесь, — старик указывает на свою голову, — в уме человека, и здесь, — он протягивает руки, — в его работе. Избавление от золота стало для Японии величайшим благом. Оно нас обогатило. Для Филиппин золото стало величайшей бедой. Оно их разорило.







 

 

 

 

 

Что до удачи, есть старая горняцкая поговорка: «Золото там, где ты его нашел».

 

Книга «Криптономикон» Нила Стивенсона
Голова Meril_Gelebren
Лаборатория фантастики
Живая библиотека


Благодарю за внимание и приглашаю Вас прочесть другие обзоры: добро пожаловать в мой профиль!



 

 

А также хочу обсудить вот что...
Эпиграф. Извините, у нервной эгоистки накипело.
 П
омнится, около года назад был выдвинут тезис «Дрим возрождается!». Нет, господа, он не возрождается, кажется, он – болото – прощально булькнул и продолжил унывать..
Итак. Делать ли мне и дальше обзоры на Дриме? Потому как если их действительно читает пара человек, то смысла тратить время на создание постов я не вижу. Давайте определимся, в чем проблема. Неинтересные книги, фиговые обзоры, лень писать комментарии? Просьба к заглянувшим ответить.
Исходя из вышесказанного, пути решения проблемы:
Путь первый (неинтересные книги). Прошу в комментариях указать книги, обзор которых вы бы хотели увидеть. Со своей стороны, если книгу читала или буду читать в ближайшее время, постараюсь сделать обзор.
Путь второй (фиговые обзоры). Прошу в комментариях указать, что именно вызывает уныние и недовольство. Со своей стороны, если причины будут не в «многабукаф», постараюсь исправиться.
Путь третий (лень писать комментарии). Прошу всё в тех же комментариях продолжать не отписываться. Со своей стороны, если не сдурею и не заболею альтруизмом, постараюсь поверить в болото и заткнуться.
С уважением, Meril.






Картины Анастасии Карачанской (balaa)


Читать далее
Броня и доспехи


Читать далее
Dorian Cleavenger. Часть 5


Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 17-12-2021, 03:55


340


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх