Поистине
великолепный мир открыл нам человек, которого все знают как создателя «Пещеры
Золотой розы». А ведь только этой сказкой не ограничился волшебный путь
режиссера. В этом посте я постараюсь познакомить Дримлян с тремя работами
Ламберто Бавы…
Ламберто Бава
родился третьего апреля 1944 года в Риме, столице одной из чудеснейших стран мира. Его отец, Марио Бава, так же был
режиссером. Интересно, что эта семья не одно поколение была связана с кинематографом, так как дед Ламберто – Евгениео Бава — был оператором.
Начинал свою
карьеру помощником отца во время съемок картины «Ужас из космоса» (1965).
Ламберто Бава –
протеже Дарио Ардженто, у которого работал помощником на съемках картины
«Инферно» (1980). Режиссерским дебютом
Бавы стал фильм «Макабре» (1980). А наибольшего успеха Ламберто добился после
выхода фильма «Демоны» (1985).
Собственно говоря, после этого за ним и закрепилось жанровое амплуа создателя ужасов и триллеров. Но в какой-то момент (о ужас! – кричат все критики кино), а именно в 1989 году, карьера режиссера идет под откос – несколько его фильмов («Маска Сатаны» и еще пара картин) оглушительно проваливаются в прокате и с горя Бава уходит из большого кино на телевидение.
И правильно сделал – возражу я всем, кто не согласен! Ведь только из-за этих неудач мир получил несколько потрясающих детских (и не очень) сказок. И не смотря на то, что в 2005 году Бава вернулся к родным ужастикам, в моей памяти он закрепился именно как сказочник и неисправимый романтик.
Злые люди похитили
наследника престола. Король уверен, что его сын погиб и удочеряет
новорожденную Мирабеллу… Прошли годы, и однажды красавица-принцесса
отправилась в народ. На деревенском празднике она повстречала
двух братьев–бесшабашного Леонардо и романтичного Адемаро.
Первого возненавидела с первой минуты, а второго
нежно полюбила. Один из них был принцем, но об этом не знал
никто, кроме доброй крестьянки (много лет назад она спасла его и вырастила как родного сына) и повелителя всех чародеев Эпоса…
Фильм 1997 года наверняка знаком некоторым (а может и всем) из вас. Это, что называется, романтическая легенда с неповторимой волшебной атмосферой. Здесь есть все – красивые замки, не менее красивые наряды, история, запутанная и будоражащая воображение.
Конечно, это
история о любви и борьбе добра со злом. Но это красивая история. В ней бывает
смешно и страшно, тревожно и радостно – калейдоскоп эмоций просто зашкаливает.
Но оговорюсь сразу – «Принцессу», впрочем, как и остальные фильмы Ламберто Бавы
– посмотреть непросто. Для этого нужен как минимум свободный вечер, ведь
продолжительность каждой ленты около трех часов.
В киносказке все есть – и любовный треугольник: Адемаро – Мирабелла – Леонардо, отношения которых хоть и не просты, но все же не скатываются в банальщину и мыльную оперу, и завистливый брат короля – наследник трона, и конечно же добрый мальчик-волшебник, который искренне верит в любовь.
Адемаро – поэт, вечно витающий в облаках. Стеснительный до невозможности. Поет и играет, но редко и так, чтобы никто не слышал. Ему претит шумное общество, уединение – вот его мечта. Николас Роджерс в этой роли разительно отличается от наверняка запомнившегося всем Тарабаса из «Фантагиро».
Леонардо, наоборот, подвижный и обожающий внимание
парень. Не дамский угодник, а просто популярный парень, пи том, что отнюдь не обижен природой – сильный, дерзкий, красивый. Есть у него и недостатки –
популярность сделала парня немного самоуверенным, но нашла коса на камень…
Мирабелла – несмотря на королевское воспитание довольно скромная и рассудительная девушка. Немного наивная, но проявляет бунтарский характер и чуть-чуть подросткового максимализма. Эту роль исполнила неподражаемая Анна Фальчи, принцессы которой – самые настоящие принцессы в мире.
Есть и злодей, коварный колдун Эпос – игрок, который лелеет планы по обретению всевластья (классический случай).
Нет только
феи, но и без нее за героев определенно есть кому заступиться, ведь добро
никогда не остается в стороне.
У сурового и безжалостного короля было две дочери: родная Дезидерия и приемная Сильваджа, которую он нашел в волчьем логове, возвращаясь из похода. Первая– добрая и честная, вторая — коварная, хитрая и лживая. Когда пришло время Дезидерии выходить замуж и получить в наследство от отца кольцо дракона– символ абсолютной власти над огромным государством, Сильваджа вознамерилась отнять у старшей сестры не только трон, но и сердце ее любимого, принца Виктора…
Эта история, созданная в 1994 году, не только о любви, но и о ревности, зависти и жажде власти, которая толкает не только на подлости, но и на откровенные глупости.
«Кольцо дракона» – это сказка, которая отличается от предыдущей буквально во всем. Режиссер взял итальянскую народную легенду и не просто визуализировал, он обыграл ее так, что каждый кадр буквально лучится
волшебством. Приплюсуйте сюда еще чудесную музыку Амедео Минди, который, кстати
говоря, написал саундтреки и к другим картинам Ламберто Бавы (в том числе к «Принцессе» и «Ализее»).
Что еще мне нравится в картинах Бавы – так это то, что для каждой из них он выбирает неповторимый колорит так, что сказки у него именно
сказки, со своей географией, атмосферой и законами. Помните, такие, где
тридевятое царство может находиться в двух днях конного перехода. Этот режиссер
может спокойно смешивать элементы Востока и Запада. И что самое удивительное –
делает это так, что получается цельный образ. Но вернемся к «Кольцу дракона».
И опять я повторюсь – это сказка о добре, зле и любви. Добрая
и очень уютная. Рыцарские турниры, колдовство, феи и маги – вот, что вы увидите
в этом фильме. И поскольку о сюжете вам рассказала аннотация, перейду сразу к героям.
Король – суровый завоеватель, хранитель кольца Дракона. Он начал историю. Если присмотреться, то в нем можно найти черты сильно возмужавшего Артура, хотя это мое субъективное впечатление…
Сильваджа – Дикарка, приемная дочь Короля, сестра Дезидерии. Очень злобная по своей природе, мелочная и завистливая. И хоть я не сильно знакома с актрисой Софией фон Кессел, сыгравшей эту роль, я была поражена ее игрой. Ей удалось показать настоящую ведьму.
Дезидерия – и снова Анна Фальчи. Эта ее принцесса – непонимаемая. Дезидерия никогда не лжет, но ей все равно никогда никто не верит. Бессилие ребенка, который несправедливо обижен и наказан, но ничего не может сказать в свою пользу, тем не менее, идет на пользу характеру – учит бороться и отстаивать свое право, не переходя при этом границ.
Виктор – опальный красавец-принц покоренного государства, бунтарь, приговоренный к казни. Лишь случайность (или нет) спасает его от тюрьмы и эшафота, хотя спасение и на порядок усложняет жизнь.
Маленькую Ализею вместе
с пятью братьями похищает злой волшебник Азарет. Бежать из заточения
Ализее помогает юный принц Демиан. Проходят годы и их судьбы вновь
пересекаются…
Фильм 1996 года отличается тем, что здесь очень велика доля азиатских (точнее индийских и персидских) мотивов, что добавляет картине перчинки. Да и сюжет не подкачал. Героиня, не принцесса, но в заточении у злого колдуна. Герой – принц, но тоже в заточении… у собственного тирана-отца. Два побега – и вот два юных сердца встретились в кибитке бродячих циркачей. Любовь? – Да. Конец? – Как бы не так!
Подростки, случайно увидевшие источник мечты. Только эта находка помогла им вновь обрести друг друга через долгие годы. Но настоящая любовь всегда переживает сомнения и разлуку, а влюбленные могут найти друг друга даже во сне, но разойтись в жизни.
Вот о чем эта
история. О том, как вместе с героями росла их любовь друг к другу. О том, чем
опасно сомнение и разочарование.
Эта сказка
взрослая и детская одновременно. И в ней столько романтики, отваги, надежды и преданности! Переживать такое вместе с героями не надоест никогда.
Ализея – дочь дровосека. Заботится о пятерых братьях и жертвует ради них всем, даже свободой. Красивая, умная, веселая и неунывающая ни при каких обстоятельствах девушка. У нее сильный характер, который помогает справляться с любыми трудностями.
Демиан – сын восточного царя-завоевателя. Юноша, чья душа лежит к поэзии и музыке. Его не прельщает кровь и война, но ради матери и призрачной возможности обрести любовь он научился быть воином, став лучшим бойцом.
Силы, мешающие
воссоединению возлюбленных в киноленте представляют колдун Азарет и царь
Курдок.
Азарет – эгоистичный и мстительный чернокнижник, заполучивший вечную жизнь за счет своих много численных жен. Эдакий Синяя Борода. В исполнении неповторимого Кристофера Ли персонаж получился настолько правдоподобным, что иногда его начинаешь бояться по-настоящему.
Курдок – тоже эгоистичный, но уже воин. Просто помешан на битвах и крови. Тиран своей жены и сына, Курдок до конца жизни так и не осознал, насколько на самом деле он одинок.
Безусловно, есть в этой сказке и доброе волшебство. Я сейчас говорю о фее источника. Именно она на протяжении стольких лет сохраняла веру возлюбленных друг в друга. Как настоящая добрая фея, она дала героям маленький ключик, отпирающий счастье…
Если вы дочитали до этого момента – спасибо вам!
Важный плюс фильмов Ламберто Бавы в том, что это сказка не только для детей, но и для взрослых тоже. В них нет нелогичностей и до абсурдности очевидных вещей, они интересны. Не просто сказка – настоящее фэнтези.
Приятного просмотра!
С уважением, ваша N