Танто
Танто
Танто - японское слово в дословном переводе означающее "короткий меч", распространенный Японский с односторонней заточкой и в редких случаях двухсторонней, нож или кинжал с длинной лезвия варьирующейся от 15 до 30 сантиметров(6-12 дюймов). Как и История любого ножа, а так же искусств, связанных с ним, Танто имеет как минимум тысячелетнюю историю. Практически во всех исторических данных, нож - первое изобретение человека будь то вспомогательным инструментом для обработки дерева или охоты.

Впервые танто начало появляться в период Хейян (794 - 1185г н.э.), но в то время им не хватало художественности и артистического качества исполнения и Танто были лишь оружием. Первые танто исполненные в рамках искусства начали появляться в раннем периоде Камакура (1185–1333г н.э.). Тогда знаменитый Ёшимитсу (величайший мастер изготовления Танто в истории Японии) стал заниматься изготовлением Танто. Производство значительно увеличилось в период Муромачи (1336 - 1573) и затем снова спало в Шинто период ("Новый Меч"), потому Танто периода Шинто очень редки. Популярность "короткого меча" возобновилась в Шин-Шинто период ("новый-новый меч") и производство сново возрасло.
По современным правилам в Японии танто признается национальным культурным достоянием — одним из вариантов японского меча. Изготовлять танто могут только сертифицированные мастера, таких единицы в Японии, поскольку получить такое право очень сложно.
По правилам танто, как японский меч должен быть изготовлен из Тамахоганэ и иметь характерный хамон, съёмную рукоять, крепящуюся к хвостовику бамбуковыми палочками и съёмной круглой гардой цуба; при этом танто должен быть менее 30 см длиной (иначе это будет уже не короткий меч). Каждый танто (как национальное достояние) должен быть лицензирован, в том числе и найденный исторический танто. При этом изготовленные в массовом порядке танто времен Второй мировой войны из серийной стали лицензированию не подлежат и уничтожаются, так как не имеют культурной ценности, поскольку не имеют ничего общего с национальной традицией, а являются наследием милитаристского прошлого.
Танто с незаточенным деревянным или пластмассовым лезвием существуют и успользуются для безопасной практики в боевых искусствах. Также существуют Танто с незаточенным металлическим лезвием которые используют для более глубокого изучения и практики или для демонстраций техник боевых искусств использующих Танто.

Боевые искусства, использующие Танто для более глубокого понимания и/или изучения: Айкидо, Айкидзюдзюцу(Айкидзюцу), Танто Дзюцу(самостоятельное боевое искусство), многие разновидности ТайДзюцу, Джиу-Джитсу, Кэмпо и другие.

В зависимости от периода изготовления, особенных требований по цели применения, креплений лезвия к рукояти и вообще "обвеса", ТАНТО подразделяли на много разных "моделей":
• ЁРОИДО СИ (где второй иероглиф - "проводить, пропускать, выпускать");
• МЕТЕДЗАСИ (первый иероглиф "правый", второй - "рука", третий - "палец");
• ХАМИДАСИ (первый иероглиф - "есть, питаться", второй - "выходить, высылать");
• АЙКУТИ (первый иероглиф - "встреча, встречать", второй - "рот");
• КАЙКЭН (первый иероглиф - "грудь, пазуха");
• ХИМОГАТАНА (первый иероглиф - "шнурок, тесёмка");
• КОСИГАТАНА (первый иероглиф "поясница, бедро");
• СИТО (первый иероглиф - "колоть, вонзать, колючка").
Естественно, требования к конструкции ТАНТО, предназначенного для пробивания доспехов, совершенно отличались от требований к конструкции ТАНТО, предназначенного для самозащиты от противников в обычной гражданской одежде. ЁРОИДО СИ имел сверхпрочное лезвие, которое почти не имело кривизны - ибо предназначалось это оружие принципиально для нанесения колотых ран.

ХАМИДАСИ - боевой нож, во всем аналогичный танто, за исключением цубы, которой у него просто нет. Клинок отделяется от ножен и рукоятки небольшим приподнятым пояском, образующим с окантовкой устья ножен словно бы две половины одного целого.

АЙКУТИ - один из наиболее распространенных типов ножа, представленный как различными размерами (длина клинка от 10 до 30 см), так и всевозможнейшими стилями рукоятки и ножен. Отличительной особенностью является почти никак не обозначенный переход к клинку. Самое большее, что встречается здесь, - тонкий ободок, выполненный из металла или непосредственно из "тела" самой рукоятки.

Если для танто и хамидаси оплетка служит одним из классификационных признаков, то рукоятки айкути подвергались этой операции редко. Их классика - гладкая (дерево, кость, лак) или роскошная резная рукоять. Очень распространенный стиль - обтяжка кожей ската (самэ-кава). При этом по бокам монтировались небольшие мэнуки, а торец укреплялся головкой цука-гасира.

Лезвие АЙКУТИ значительно расширялось к основанию рукояти. КАЙКЭН никогда не имел рельефных украшений. Его рукоять и ножны были "заподлицо" и всегда очень гладкими, и часто - лакированными.

В остальных случаях материал и оформление ножен как бы продолжают рукоятку, так что нож выглядит единым стилевым блоком. Линия стыка порой вообще незаметна или обозначена настолько слабо, что возникает сомнение - с какой стороны браться. Особенно это присуще изделиям из полированной древесины и кости, в которых нет металлических деталей, кроме клинка.

Жёны и дочери воинов тоже изучали использование кинжалов, которые они носили с собой для самозащиты и самоубийства путём перерезания ярёмной вены на шее (с целью предотвращения позора). Женщины с собой носили, как правило, Кайкен или небольшой Айкути. Кайкен обычно помещали в Футокоро - особую складку, которая на кимоно и являлась "пазухой". Иногда кинжал поменьше помещали в Тамото (особо скроенная широкая часть рукава кимоно). Комплекс приёмов, специфически заточенных под Кайкен, так и назывался - Кайкен-джитсу.

Во время середины и конца периода Токугавы всё больше и больше стали изготавливать недорогие ножи с более хрупкими лезвиями, такие, как Кайкен и небольшой Айкути, потому как с уходом из жизни практики постоянного ношения внешних и внутренних доспехов изменились приёмы для использования ножа и требования к конструкции рукояти и лезвия. Вместе с этим стали появляться новые школы, например Тендзин син рю, которые в основном отрабатывали пассивные комплексы приёмов защиты. Во многих школах тактика работы с Танто во многом была направлена на "контратаку против контратаки", и много усилия уделялось на развитие навыка нанесения серьёзных повреждений противнику, пытающемуся вас обезоружить и выхватить (выбить, вывернуть) нож из вашей руки.

Из-за обилия приёмов по обезоруживанию человека с ножом и постоянного роста этого навыка у опытных бойцов воины, по той или иной причине предпочитающие нож, стали дополнять его (и себя) всевозможными обвесами. Из-за необходимости много тренироваться с оружием в парах всё больше и больше школ джиу-джитсу стали использовать "безопасные" модели Танто, такие как БОКУТАНТО (где первый иероглиф "дерево") и СЁ ФУКУРОСИНАЙ (где второй иероглиф "мешок", третий иероглиф "бамбук").


Танто


Танто


Танто


Танто


Танто


Танто


Танто


Танто


Танто


Танто


Танто


Танто


Танто


Танто


Танто


Танто


Танто


Танто


Танто


Танто


Танто








Руководство по выживанию для магов и чайников


Читать далее
Мои рисунки


Читать далее
Иллюстратор Akreon

Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 27-10-2021, 15:05


385


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх