Орлеанская дева
Орлеанская дева
30 мая 1431 года в Руане была сожжена на костре как еретичка одна из главных командующих французскими войсками в Столетней войне Жанна д'Арк, ставшая позже национальной героиней Франции. А день ее казни объявлен Днем святой Жанны д’Арк , покровительницы военных и Франции.
Орлеанская дева



Традиционная дата рождения Жанны — 1412 год, однако в декрете папы Пия X от 6 января 1904 года, принятому вслед за торжественным заседанием, на котором было рассмотрено дело о причислении Девы к лику святых названа дата 6 января 1409/1408 года.
Жанна д’Арк родилась в деревне Домреми на границе Шампани и Лотарингии в семье зажиточных крестьян (по другой версии — обедневших дворян) Жака д’Арк и Изабеллы Роме. Жанна никогда не называла себя Жанной д’Арк, а лишь «Жанной Девственницей», уточняя, что в детстве её называли Жанеттой.

Орлеанская дева


В 13 лет Жанна впервые услышала голоса архангела Михаила, святой Екатерины Александрийской и, как считается, Маргариты Антиохийской, которые иногда являлись ей и в видимом облике. Спустя некоторое время они открыли Жанне, что именно ей суждено снять осаду с Орлеана, возвести Дофина на трон и изгнать захватчиков из королевства. Когда Жанне исполнилось 17 лет, она отправилась к капитану города Вокулёр Роберу де Бодрикуру и объявила о своей миссии. Будучи высмеянной, Жанна вынуждена была вернуться в деревню, однако через год повторила свою попытку. На этот раз, капитан, поражённый её настойчивостью, был более внимателен, а когда Жанна точно предсказала печальный для французов исход «Селёдочной битвы» под стенами Орлеана, согласился дать ей людей, чтобы она смогла направиться к королю, а также снабдил мужской одеждой — шапероном, хуком и шоссами, причем Жанна до конца предпочитала одеваться именно так, объясняя, что в мужской одежде ей легче будет воевать и при том не вызывать нездорового внимания к себе со стороны солдат. В это же время к отряду Жанны присоединились два её верных спутника — рыцари Жан де Мец и Бертран де Пуланжи.

Орлеанская дева


За 11 дней преодолев расстояние по неприятельской бургундской территории между Домреми и Шиноном, 4 марта 1429 года Жанна прибыла в этот замок — резиденцию дофина Карла. Дофин воспользовался тем, что Жанна писала ему в письме, что обязательно узнает его, и устроил ей проверку, посадив на трон другого человека и встав в толпе придворных. Однако Жанна выдержала испытание, узнав короля. Она объявила ему, что послана Небом для освобождения страны от английского господства и попросила войска для того, чтобы снять осаду Орлеана.

Орлеанская дева


В Шиноне «простая крестьянка» изумила Карла VII и молодого герцога Алансонского своим мастерством в верховой езде, своим безупречным знанием игр, распространенных среди знати: кентен, игра в кольца, — требовавших совершенного владения оружием. В ходе оправдательного процесса Ален Шартье, секретарь королей Карла VI и Карла VII, заявил по поводу допросов, проводившихся на протяжении предыдущего судилища, следующее: «Создавалось впечатление, что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками».

Орлеанская дева


Карл, однако, колебался. Сначала он приказал, чтобы матроны подтвердили девственность Жанны, затем отправил её в Пуатье, где она должна была подвергнуться допросу богословов, а также отправил гонцов на её родину. После того, как не было найдено ничего, что могло бы бросить тень на репутацию девушки, Карл решился передать в её руки командование войсками и назначил её главнокомандующим. Ведущие французские военачальники Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир, Потон де Сентрайль и граф Дюнуа, из последних сил отбивавший английские атаки в Орлеане, должны были пойти под её командование. Начальником её штаба стал принц Алансонский. Важную роль в таком смелом решении сыграл тот факт, что Жанна именем Бога подтвердила Карлу его законнорождённость и права на престол, в которых сомневались многие, включая самого Карла.

Орлеанская дева


Жанна — военачальник
После назначения для Жанны изготавливают доспехи (она получила специальное разрешение комиссии богословов из Пуатье на ношение мужской одежды), знамя и хоругвь. Меч для неё был найден в церкви Сент-Катрин-де-Фьербуа согласно повелению самой Жанны. По легенде, этот меч принадлежал Карлу Великому.
Затем она направилась в Блуа, назначенный сборным пунктом для армии, и уже во главе армии выступила к Орлеану.

Орлеанская дева


Известие о том, что армию возглавила посланница Бога, вызвало необычайный моральный подъём в войске. Потерявшие надежду начальники и солдаты, уставшие от бесконечных поражений, воодушевились и вновь обрели храбрость.
29 апреля Жанна с небольшим отрядом проникает в Орлеан. 4 мая её армия одержала первую победу, взяв бастион Сен-Лу. Победы следовали одна за другой, и уже в ночь с 7 на 8 мая англичане были принуждены снять осаду с города. Таким образом, задачу, которую прочие французские военачальники почитали невыполнимой, Жанна д’Арк решила за четыре дня.
После победы под Орлеаном Жанну прозвали «Орлеанской Девственницей» (фр. la Pucelle d’Orléans). Более распространённый русский перевод прозвища Жанны как «Орлеанская дева», является не совсем корректным (на это указывает В. И. Райцес в своей работе, посвящённой Жанне), так как эпитет «Дева» (фр. la Vierge) в средние века в Западной Европе применяли исключительно к Богородице. День 8 мая до наших дней отмечается каждый год в Орлеане как главный праздник города.

Орлеанская дева


Колебания и нерешительность Карла были причиной того, что в свой следующий поход к занятым англичанами замкам Луары Жанна выступила лишь 9 июня. Однако и в этот раз армия, возглавляемая ей, действовала быстро, решительно и необычайно успешно. 11 июня армия подошла к центральному укреплённому пункту англичан на Луаре — Жаржо, на следующий день Жаржо был взят приступом, 15 июня Жанна выступает на Мён-сюр-Луар, 16 июня — на Божанси, а уже 18 июня состоялась решающая битва при Пате с английской армией, возглавляемой Тальботом и Фастолфом, которая закончилась полным разгромом англичан. Грозный Тальбот попал в плен, Фастолф бежал с поля боя. Луарская операция была завершена.

Жанна отправилась к королю и призвала его отправиться на миропомазание в Реймс, традиционное место коронования французских королей. Перед началом похода Жанна сумела также примирить короля с бывшим у него в немилости коннетаблем Ришмоном, опытным военачальником, что ещё более сплотило французов.

Орлеанская дева


29 июня начался «бескровный поход» в сторону Реймса. Город за городом открывал ворота перед королевской армией, 17 июля король был торжественно миропомазан в Реймском соборе в присутствии Жанны д’Арк, что вызвало необычайный всплеск национального духа в стране. Бургундский герцог Филипп III Добрый не приехал на церемонию, и Жанна в тот же день написала ему письмо, призывая к примирению.
После коронации Жанна убеждала Карла начать наступление на Париж, пользуясь благоприятной ситуацией и смятением в стане англичан, однако тот снова начал колебаться. Атака на столицу была предпринята только в сентябре, однако наступление было быстро прекращено. Король отдал приказ отводить армию к Луаре, и 21 сентября армия была распущена.
Весной 1430 года военные действия были возобновлены, но проходили вяло. Жанне постоянно ставились препоны королевскими придворными. В мае Жанна приходит на помощь Компьеню, осаждённому бургундцами. 23 мая в результате предательства (был поднят мост в город, что отрезало Жанне путь для отхода) Жанна д’Арк была взята в плен бургундцами. Король Карл, который стольким был ей обязан, не сделал ничего, чтобы спасти Жанну. Вскоре за 10 000 золотых ливров бургундцы продали её англичанам. В ноябре-декабре 1430 года Жанна была перевезена в Руан.
Процесс и осуждение
Процесс начался 21 февраля 1431 года. Несмотря на то, что формально Жанну судила церковь по обвинению в ереси, она содержалась в тюрьме под охраной англичан как военнопленная. Возглавлял процесс епископ Пьер Кошон, ярый приверженец английских интересов во Франции.
Английское правительство нисколько не скрывало ни своей причастности к суду над Жанной д’Арк, ни того значения, которое оно этому суду придавало. Оно взяло на себя все связанные с ним расходы. Сохранившиеся и опубликованные документы английского казначейства в Нормандии показывают, что эти расходы были немалыми.

Орлеанская дева


В хрониках венецианца Морозини прямо сказано: «Англичане сожгли Жанну по причине её успехов, ибо французы преуспевали и, казалось, будут преуспевать без конца. Англичане же говорили, что, если эта девушка погибнет, судьба не будет больше благосклонна к дофину». В ходе процесса выяснилось, что обвинить Жанну будет не так то просто — девушка держалась на судилище с потрясающим мужеством и уверенно опровергала обвинения в ереси и сношениях с дьяволом, обходя многочисленные ловушки. Поскольку не удавалось добиться от неё признания в ереси, суд начал концентрироваться на тех фактах, где добровольное признание Жанны не требовалось — например на ношении мужской одежды, пренебрежении авторитетом Церкви, а также пытался доказать, что голоса, которые слышала Жанна, исходили от дьявола. Вопреки нормам церковного суда Жанне не разрешили подать апелляцию Папе и проигнорировали благоприятные для Жанны выводы процесса в Пуатье.

Орлеанская дева
Орлеанская дева


В надежде сломить волю узницы её содержат в ужасных условиях, английские стражники оскорбляют её, трибунал угрожает ей пыткой, но всё напрасно — Жанна отказывается покориться и признать себя виновной. Кошон понимал, что если он осудит Жанну на смерть, не добившись от неё признания вины, то лишь поспособствует возникновению вокруг неё ореола мученицы. 24 мая он прибегнул к откровенной подлости — предъявил узнице готовый костёр для её казни через сожжение и уже возле костра обещал перевести её из английской в церковную тюрьму, где ей будет обеспечен хороший уход, если она подпишет бумагу об отречении от ересей и послушании Церкви. При этом бумага с текстом, зачитанным неграмотной девушке, была подменена другой, на которой был текст о полном отречении от всех своих «заблуждений», на которой Жанна поставила крест. Естественно, Кошон и не думал выполнять своё обещание и снова отправил её в прежнюю тюрьму.
Через несколько дней под предлогом того, что Жанна снова надела мужскую одежду (женская была у неё отобрана силой) и, таким образом, «впала в прежние заблуждения» — трибунал приговорил её к смерти. 30 мая 1431 года Жанна д’Арк была сожжена заживо на площади Старого Рынка в Руане. На голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» — с высоты костра крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. И когда огонь охватил её, она крикнула несколько раз: «Иисус!». Почти все плакали от жалости. Её пепел был рассеян над Сеной. В музее города Шинон хранятся останки, якобы принадлежащие Жанне д’Арк, хотя, по исследованиям учёных, эти мощи ей не принадлежат.
После приговора
7 июня судьи собрали и письменно зафиксировали некоторые сведения о последних словах Жанны, сказанных ею перед смертью. По словам нескольких лиц, Жанна заявляла, что голоса обманули её, обещав, что она будет освобождена из тюрьмы, чего не случилось; что не было никакого ангела, принесшего корону от Бога Карлу, а тем ангелом была она сама, давшая ему обещание коронования, а другие ангелы являлись в виде «неких весьма мелких частиц». Кроме того, перед казнью она просила прощения у англичан и бургундцев, которых она приказывала убивать и преследовать.

Орлеанская дева
Орлеанская дева


После смерти
Осуждение и казнь Жанны д’Арк не помогли англичанам, от удара, нанесённого ею, они так и не смогли оправиться.
Граф Уорвик, запоздало поняв, какое воздействие на страну оказала коронация Карла в Реймсе, устроил свое «миропомазание» юного Генриха VI в Соборе Парижской Богоматери в декабре 1431 года, которое, однако, мало кем во Франции было воспринято как законное.
Уже в следующем году Дюнуа взял Шартр, а коннетабль Ришмон, окончательно примирившийся с королём, стал его главным советником.

Орлеанская дева


В 1435 году умерли Бедфорд и Изабелла Баварская.
В сентябре этого же года произошло важнейшее событие — окончательное примирение Франции и Бургундии, которые заключили аррасский договор против англичан. Уже на следующий год Ришмон вошёл с армией в Париж. Решающее наступление французов задержалось на несколько лет из-за интриг и мятежей при королевском дворе.
В 1449 году французы начали наступление в Нормандии, которое завершилось победой 15 апреля 1450 года в битве при Форминьи. Нормандия была захвачена французами.
В 1453 года французы взяли Бордо, что положило конец Столетней войне.
Оправдательный процесс
После окончания войны в Нормандии в 1452 году Карл VII велел собрать все документы, относящиеся к процессу над Жанной, и предпринять расследование его законности. Следствие изучило документы процесса, опросило оставшихся в живых свидетелей и единодушно пришло к выводу о том, что в ходе процесса над Жанной допускались грубейшие нарушения закона. В 1455 году папа Каликст III повелел провести новый процесс и назначил трёх своих представителей для наблюдения над ним.
Суд заседал в Париже, Руане и Орлеане, также проводилось расследование в родных краях Жанны. Легаты папы и судьи допросили 115 свидетелей, в том числе и мать Жанны, её товарищей по оружию, простых жителей Орлеана.
7 июля 1456 года судьи зачитали вердикт, который гласил, что каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей. Первый процесс был объявлен недействительным, один экземпляр протоколов и обвинительного заключения был символически разорван перед толпой собравшихся. Доброе имя Жанны было восстановлено.
В 1909 папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её (День памяти — 30 мая). В настоящий момент практически в каждой католической церкви во Франции есть статуя святой Жанны д’Арк (памятники изображают Орлеанскую деву в мужском костюме, с мечом в руке).

Орлеанская дева
Орлеанская дева


Причисление Жанны Д’Арк к лику святых по решению Римской курии, оглашенное 9 мая 1920 г. папой Бенедиктом XV, обошлось обошлось французскому правительству в 30 миллионов золотых франков, ушедших на покрытие процедурных расходов.

Орлеанская дева


Иной взгляд на казнь девятнадцатилетней Жанны.

Просматривая фильмы о Жанне Д’Арк, читая книги, я всегда обращала внимание на одну колоссальную неточность в том образе, который нам пытаются преподнести. Почти во всех фильмах Жанна героическая мученица. Она смело или с небольшим колебанием идет на костер, отрешенно спокойная или тихо плачущая. Она просит крест, обводит взглядом толпу и, возведя очи к небу, умирает.

Орлеанская дева


Возносится в дыме костра, пытающая, но не сломленная. Так в фильме Бессонна, Жанна говорит: « я готова» и мужественно идет на костер. Чуть вздрагивает от языков пламени и огонь охватывает ее целиком. В фильме Кристиана Дюгуэя Жанна как безгласный агнец, почти спокойна. Она уже не здесь, она уже почти неземная. Ангелы возносят ее душу -легко и даже красиво. В фильме Процесс Жанны Д’Арк. – Жанна умирает еще до сожжения. В дыму произносит молитву и склоняет голову. Испустив один крик, умирает Жанна Инны Чуриковой в фильме « Начало». После первой волны боли, все плывет перед глазами Жанны Дрейера, люди жалостливо смотрят на нее и жалеют, что сожгли Святую.

Подобно ангелу стоит она в белой свободной рубахе, сжимая в руках распятие и молясь. Как торжество и оправдание взлетает над огнем крест, и Жанна смотрит на Него словно и не на костре, а уже в раю взирает на Господа. Тот же образ и в книгах. Мужественная готовая на все, она не горит, она поднимается к небу, так же легко как дым от ее костра. Зачем я это пишу и в чем тут ошибка? Жанне было 19. Она хотела жить и боялась смерти. Именно страх, всепожирающий страх заставляет ее отречься. Сломленная постоянными допросами и сомнениями, физически изможденная девушка. О чем говорят нам исторические свидетельства? Узнав о своем приговоре Жанна восклицает: «О, неужели со мной поступят так жестоко?» весь путь от тюрьмы до площади, она безудержно плачет, просит молится за нее, просит прощения у всех и снова плачет. Это ли показатель силы и готовности к смерти? Не белым ангелом предстает она. А в грязной пропитанной серой рубахе. А что же костер? Ей была уготована смерть, более мучительная, чем иным сожженным. Часто чтобы облегчить муки сжигаемым, палач душил их еще до того, как огонь охватывал тело. Но помост костра Жанны слишком высок, чтобы палач мог облегчить ее страдания. Еще чаще сложенный горкой костер вспыхивал, как факел, охватывал жертву, не давай даже вздохнуть, врываясь в самое горло, страшно, но быстро убивая осужденного. Но помост Жанны слишком широк. Ей предстоит гореть медленно, испытав боль до самого конца .Она не просто плачет, она рыдает, так безутешно, так отчаянно, что даже пришедшие на площадь зеваки жалеют ее. Жанна просит крест, и нет в этом торжества, нет вызова. Есть дрожащие руки худенькой девушки захлебывающейся от слез, эти руки прячут по серную рубаху даже не распятие, а связанные вместе прутья хвороста. Она так плачет, что один из солдат жалеет ее и протягивает самодельное распятие. Жанна даже не может его держать, зная что ее крепко свяжут она его прячет под рубаху. И снова слезы, снова молитвы, просьбы помянуть ее душу. Просьбы простить ее. Огонь начинает разгораться. Нет ничего возвещенного в запахе горящей плоти. Жанна корчится, пытается подняться на носочки, вырваться. Она слишком плотно привязана, чтобы иметь хоть какую-то свободу даже в своей агонии. Она кричит. Плачет, и кричит: « Иисусе, Иисусе, Иисусе». Это не крик победы, это крик страха. Последняя надежда, что сейчас Господь сократить ее муки. Огонь поднимается выше, охватывает серную рубаху и мгновенно прилипает к телу. Но это еще не такой сильный факел, чтобы мгновенно умереть. И не тот предел боли, когда можно потерять сознание. Жанна кричит, дым разъедает глаза, вспыхивают стриженные волосы. Время тянется медленно. «Иисусе. Иисусе, Иисусе». Единственное слово, уже еле различимое, среди хрипов. Она горит долго, дольше чем обычно. Теряет сознание и от резкой боли снова приходит в себя.
Орлеанская дева


Нет в этом ни красоты, ни торжества, ни победы. Огонь разгорается и скрывает Жанну с головой. И уже ничего не слышно, только гул пламени и треск горячего дерева. А люди затыкают носы, и спокойно отходят подальше. Зачем я так подробно это написала? И кому нужно знать о предсмертной слабости 19 летней девушки? Надо. Нет ничего героического, если бравый парень заступится за хрупкую девушку. Это бесспорно хорошо, но почти закономерно, его даже осудили бы, не сделай он этого. А если в неравную схватку вступит ребенок? Плача, боясь, пересиливая свой страх? Насколько выше такой подвиг? Когда нет в душе мира, нет сил, нет какого-то особенного геройства. А есть тоже, что и у любого и нас при мыслях о такой страшной смерти – страх, отчаянье, паника. И насколько высок подвиг ,той для которой костер не был просто ступенькой к небу. Подвиг той, которая в слезах и ужасе взошла на помост, во всей полноте своей девичьей немощи, слабости духа. В неуверенности о своей загробной участи, с просьбами о прощении и молитве. Из последних сил, преодолевая все, она умирает с надеждой, не с уверенностью, что идет к Христу. Господа, художники и поэты, прозаики и режиссеры не отнимайте подвиг у Жанны Д’Арк, не облегчайте ее мук, ради красоты изложения. Пусть восторжествует правда. И чем полнее чаша страданий, тем больше победа. Тем больше Божия Сила, та самая, которая вершится над человеческой немощью.

Орлеанская дева


************************
Источники: История для Всех, статья на Википедии на условиях лицензии Creative Commons Attribution/Share-Alike , мнение Натальи Пискуновой о фильме Жанна Д'Арк.







Виды фантастических воинов. Стрелки: Sharpshooter

Читать далее
Немного сюреализма


Читать далее
Группа DeathStars

Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 23-10-2021, 23:07


386


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх