Зелёные дети из Вулпита
Зелёные дети из Вулпита
В Великобритании, в графстве Суффолк есть деревушка Вулпит с необычной историей. Сейчас её название пишется по-английски, как Woolpit, но в средневековье деревня звалась Wolfpittes, по-русски «Волчьи Ямы». Именно в Вулпите, в 112 километрах от Лондона, в XII веке последний волк Англии погиб, попавшись в одну из волчьих ям. Из-за этого на деревенском гербе Вулпита изображён волк, а также двое детей – мальчик и девочка, - о которых дальше и пойдёт речь.

Зелёные дети из Вулпита

Прошу прощение за качество фото, лучше найти не удалось


В Британском музее в Блумсбери (Лондон) под номером 3875 хранится манускрипт, написанный на латыни и попавший в музей из коллекции весьма уважаемого человека - государственного деятеля и графа Оксфордского Роберта Харли. Автор манускрипта, Вильям Ньюбургский, а также другой английский хронист XII века Ральф Коггсхоллский, описывают историю, произошедшую в графстве Суффолк во времена правления короля Стивена (1135-1154 годы), когда селяне, собиравшие урожай, услышали плач и нашли в заброшенной волчьей яме двух детей. Их одежда была сшита из странно выглядевшей материи, а глаза, волосы и даже кожа отливали отчётливой зеленью. Перепуганные дети что-то быстро говорили на языке, в котором преобладали свистящие и шипящие звуки. Никто из селян не понял ни слова, а ведь жителям тогдашней Англии, совсем недавно завоеванной франкоязычными нормандцами Вильгельма, в той или иной степени были известны все языки соседних народов. Здесь помнили данов и норманнов со скандинавскими наречиями, не утеряли германского англосаксонского наречия, слышали французский язык рыцарей-завоевателей из Нормандии, узнавали кельтские говоры валлийцев, ирландцев и шотландцев, а священники пользовались латынью.

Зелёные дети из Вулпита


Ральф Коггсхоллский, который жил в Эссексе, по-соседству с графством Саффолк, конечно же, мог напрямую пообщаться с участниками событий. В «Хронике» он утверждает, что часто слышал эту историю от самого Ричарда де Калне, у которого зеленая девочка работала служанкой. Вильям Ньюбургский жил в далеком йоркширском монастыре, а значит, не мог получить информацию о происшествии из первых рук, однако он использовал известные в его время исторические источники. Об этом говорит его фраза: «Я был поражен убедительностью свидетельств такого большого количества людей и стольких компетентных очевидцев». Рассказ о «зеленых детях» будоражил воображение последующих поколений, о чем свидетельствуют ссылки на эту историю в «Анатомии меланхолии» Роберта Бертона, написанной в 1621 г., и упоминание о происшествии, описанном в источниках XII в., в книге Томаса Кейтли «Эльфийская мифология» (1828).

Крестьяне, нашедшие детей, решили отвести найденышей к сэру Ричарду де Калну. Сэр Ричард попытался накормить их, однако они отвергали все лакомства и яства. Но когда в дом принесли собранные в поле бобы со стеблями, изголодавшиеся дети показали знаками, что очень хотят их съесть. Взяв бобы, они стали открывать стебли вместо стручков и, когда ничего внутри не обнаружили, расплакались. Им показали, как доставать бобы, и дети жили, питаясь ими, многие месяцы, пока не научились есть хлеб.

Зелёные дети из Вулпита

Крестьянские поля в то время


Ричард де Калн был добрым человеком, пожалев сирот, он оставил их в своем замке. Детей понемногу приучали к обычной человеческой пище, и вскоре их кожа, глаза и волосы приобрели нормальный цвет. Оба - мальчик и девочка - оказались блондинами со светлой кожей и голубыми глазами. Через несколько месяцев малыши уже довольно сносно говорили на английском языке.

Когда девочку просили вспомнить о прошлом, она смогла рассказать только некоторые детали того, откуда дети пришли и как они попали в Вулпит. Она утверждала, что они были братом и сестрой и пришли «с земли святого Мартина», где всегда были сумерки. Все жители там были зеленого цвета, как и они. Она точно не знала, где ее дом, но говорила, что «светящуюся» землю можно увидеть по ту сторону «большой реки». Она припомнила, как однажды с братом пасла в поле стадо своего отца. Животные привели их к пещере, в которой дети услышали звук колокольчиков.

Зелёные дети из Вулпита


Войдя внутрь, они долгое время бродили в темноте, пока не нашли выход из пещеры (по-видимому, волчьей западни). Их ослепил яркий солнечный свет, и они долго сидели, пытаясь понять, куда попали. Шум, который подняли жнецы, испугал их. Дети встали и хотели убежать, но не смогли найти вход в пещеру и были пойманы.

Вскоре детей окрестили. Мальчик продолжал тосковать по родной земле и через некоторое время умер. Девочка же выросла, работала прислугой, а затем вышла замуж за юношу из Линна, позднее переименованного в Кингс-Линн, в Норфолке. Ральф из Коггешаля писал, что она была «развязной и капризной, но муж в ней души не чаял». В некоторых источниках говорилось, что она взяла имя Агнес Барр, а ее мужем был верховный посол Генриха II. Сообщалось также, что от этого брака произошел граф Феррерс. На чем основаны эти данные — неизвестно. Единственным верховным послом того времени с такой фамилией был канцлер Генриха II Ричард Барр, живший в конце XII в. В 1202 г. он покинул пост и стал каноником в Остине, у города Лейстер, поэтому вряд ли мог быть мужем Агнес.

Разгадать тайну «зеленых детей» из Вулпита пытались многие, выдвигались различные предположения, одно фантастичнее другого. Самыми необычными были версии о том, что дети были выходцами из подземного мира, или же каким-то образом прошли через двери, ведущие в параллельное измерение, или же были инопланетянами, случайно попавшими на Землю.

Зелёные дети из Вулпита


В 1980 году жители Вулпита рассказали английскому фольклористу Полу Харрису легенду о норфолкском графе - опекуне мальчика и девочки, родители которых умерли от чумы. Желая завладеть наследством малышей, во владение которым они должны были вступить в день своего совершеннолетия, злодей принялся подсыпать им в пищу мышьяк. Яд почему-то не действовал, однако известно, что при отравлении мышьяком кожа делается зеленой. Нетерпеливый граф отвез детей в лес и, возможно, бросил их умирать в волчью яму.

А где же тогда находилась Земля Святого Мартина, о которой говорили брат и сестра? Оказалось, что в нескольких милях от Вулпита находится деревня Форнгем Сент-Мартин, возможно, что именно о ней и упоминали дети. Также в Европе был когда-то знаменит Святой Мартин Турский - выдающаяся фигура в деле распространения монашеских идеалов. В его честь были построены тысячи церквей, пятьсот деревень носили его имя. Но к двенадцатому веку это имя несколько потускнело, а страны такой и вовсе не было. Разве что Земля Святого Мартина зеленых детей могла быть одной из деревушек Франции, носящих имя святого?

Предположим, что детям не была известна разница между страной, деревней и, скажем, землей, принадлежащей монастырю Св. Мартина. Но Мартин — французский святой и в Англии его культ не был распространен. Как же тогда французские дети оказались рядом с волчьими ямами в восточной Англии? И почему их не понял никто в тогдашней Англии, оккупированной франкоязычными нормандцами? Почему дети сказали селянам, что в Земле Святого Мартина всегда царят сумерки?

Зелёные дети из Вулпита

Святой Мартин


Некоторые историки предположили другую версию. Дети были одними из многочисленных в средние века полурабов, которых заставляли трудиться на медных рудниках. Постоянный контакт с медной пылью может вызывать различные изменения внешности, в том числе и окрашивание кожи и волос в зеленый цвет. Были современные примеры этого явления, связанные не с эксплуатацией на медных рудниках, а со случайным контактом с медью. То, что дети рассказывали о недостатке света в Земле Святого Мартина, как раз соответствует условиям жизни на медной шахте.

Если по какой-то странной причине дети были привезены с медных рудников континента, то нет ничего необычного в том, что они не понимали английского. Эта гипотеза могла бы объяснить пещеру и «реку света», упоминаемые детьми; хотя эта подробность и вступает в противоречие с их прежним рассказом о том, как они пасли овец своего отца и оказались у волчьих ям Суффолка. Но и это может быть объяснено просто: два голодных ребенка-раба сбегают с медного рудника и придумывают историю о Земле Святого Мартина и отцовских овцах для того, чтобы их не вернули обратно. Неясным остаётся их отсутствие понятия о земной пище и неумение есть бобы — одно из самых распространенных культурных растений средневековья.

Наиболее широко распространенная из современных версий была предложена Полом Харрисом в «Фортин Стадис». Она примерно такова: во-первых, происшествия следует датировать 1173 г., когда у власти находился преемник короля Стефана Генрих II. В то время происходило переселение фламандских (ныне земли на севере Бельгии) ткачей и купцов в Англию, которое началось в XI в. Харрис утверждает, что после того как Генрих стал королем, переселенцев стали преследовать. Кульминационным моментом в этой борьбе стало сражение при Форнхеме в графстве Саффолк в 1173 г., где тысячи из них были убиты. Он полагает, что дети были фламандцами и, вероятно, жили в деревне Форнхэм святого Мартина (отсюда упоминание святого Мартина в истории). Это селение расположено неподалеку от Вулпита и отделено от него рекой Ларк, которая, вероятно, и была той «большой рекой» из рассказа девочки. Когда родителей убили, дети бежали в густой и темный Сетфордский лес.

Харрис считал, что если дети прятались там некоторое время, плохо питаясь, у них от истощения мог развиться хлороз (форма малокровия), который и вызвал позеленение кожи. Затем они услышали звон церковных колоколов в Бери Сент-Эдмундс и вошли в одну из многих подземных шахт, которые были частью Граймс-Грейвс — кремневых разработок, существовавших более 4000 лет назад в период неолита. Передвигаясь по шахте, они вышли к Вулпиту, где напуганные и голодные дети в странной одежде, говорившие на фламандском языке, показались жителям деревни, никогда не видевшим ни одного фламандца, странными чужеземцами.

В гипотезе Харриса, конечно же, присутствуют довольно правдоподобные ответы на многие проблемные вопросы, касающиеся вулпитской загадки. Однако в теории о потерявшихся фламандских сиротах слишком много несоответствий по сравнению с легендой о «зеленых детях». Когда Генрих II пришел к власти и постановил выслать из страны фламандских купцов, которых приглашал его предшественник, король Стефан, это решение относилось к фламандским ткачам и купцам, не одно поколение которых жило в стране. В битве при Форнхэме в 1173 г. фламандские купцы, сражавшиеся против армии короля Генриха II, вместе с мятежными рыцарями, с которыми они воевали на одной стороне, были убиты.

Уцелевшие после поражения фламандские воины разбежались по всей стране. Но многих из них убили местные жители. Конечно же, сам землевладелец Ричард де Калне или кто-либо из его домочадцев или посетителей были образованными и могли определить, что дети разговаривают на фламандском языке: ведь этот язык был довольно распространенным в Восточной Европе того времени.

Предположение Харриса о том, что дети, прячась в Сетфорд-ском лесу, услышали звон колоколов в Бери Сент-Эдмундс и подземными ходами вышли к Вулпиту, противоречит географическим данным. Во-первых, Бери Сент-Эдмундс расположен в 25 милях от Сетфордского леса, а значит, дети не могли услышать звон колоколов на таком большом расстоянии. Во-вторых, подземные шахты ограничиваются территорией Сетфордского леса и ходов, ведущих к Вулпиту, в них нет. Но даже если они и существовали ранее, лес находится в 32 милях от Вулпита, а это слишком далекий путь для двух голодных детей. Даже если бы «зеленые дети» были родом из Форнхэма святого Мартина, им все равно пришлось бы пройти 10 миль, чтобы попасть в Вулпит.

Многие подробности из вулпитского предания можно найти в народных поверьях жителей Англии. Согласно некоторым из них «зеленые дети» олицетворяют природу и связаны с героем английского фольклора, известным как Зеленый человек, Зеленый Джек или даже Зеленый король из мифа об Артуре. Возможно, детей отождествляли с образами эльфов и фей, в которых еще век-два назад верили многие жители страны. Если история о «зеленых детях» — сказка, то у нее весьма нестандартная концовка: девочка не вернулась в свой таинственный дом, а осталась среди людей, вышла замуж и всю жизнь до самой смерти прожила в этом мире. Возможно, немного загадочный комментарий Ральфа Коггсхоллского о «слегка развязной и капризной в поведении» девочке свидетельствует о том, что в ее характере сохранились черты сумасбродной феи. Зеленый цвет всегда ассоциировался с иным миром, чем-то сверхъестественным, а любовь детей к бобам является еще одним свидетельством связи с потусторонним миром, ведь бобы, по преданиям, были едой мертвых.

У римлян существовал ежегодный праздник Демурия, во время которого люди жертвовали бобы, чтобы выдворить излома злых духов умерших.
В Древней Греции, Риме и Египте, гак же как и в средневековой Англии, существовало поверье, что в бобах живут души мертвых.
Самая смелая гипотеза предполагает, что Земля Святого Мартина находилась на другой планете, или в другом времени, или даже в другом измерении. Возможно, что пещера, через которую дети пришли в наш мир, была порталом - чем-то вроде тропинки, проложенной через пространство и время.

У людей из другого измерения могли быть лишь очень незначительные генетические изменения, позволившие их зеленой коже и волосам относительно быстро приобрести обычный для нашего мира цвет. Современная наука может представить себе ситуацию, когда генная инженерия с успехом внедрила бы хлорофилл в человеческое тело. Человек тогда мог бы получать питание, то есть энергию, из двуокиси углерода и солнечного света, как это делают растения. Такому человеку было бы достаточно постоять на солнцепеке и зарядиться энергией, вместо того, чтобы есть. Непонятно только, была бы такая способность полезной, если твой мир постоянно погружён в полумрак.

Итак, несмотря на то что вулпитская история подтверждается лишь двумя источниками XII в., следует помнить, что в хрониках того времени наряду с политическими и религиозными событиями приводились различные пересказы, небылицы и чудеса. И хотя сегодня они непопулярны, в те времена в них верили даже образованные люди. Возможно, для них странное появление «зеленых детей» было символом тревог и перемен, связано с местной мифологией, а также верой в фей и загробную жизнь. Следовательно, если не удастся напасть на след предполагаемых наследников Агнес Барр и найти документальные свидетельства более позднего времени, история о «зеленых детях» останется одной из самых больших загадок английского фольклора.







Картиночки. Эльфы и феи и др.


Читать далее
Эдвард Григ и \"Союмультфильм\". Гномы и горный король


Читать далее
Инстинкты ночи. Чёрный маг не профессия, а призвание. Глава 4.


Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 22-10-2021, 16:53


394


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх