Предания о Казаках Характерныках
Предания о Казаках Характерныках
Предания о Казаках Характерныках


Не раз народ Украины сражался с разными врагами, которые нападали на их территорию. В этой борьбе они не гнушались использовать любое доступное оружие. В том числе, конечно же, тайные знания. А, похоже, кое-чем необычным владели козаки –характерники. Козаков, обладавших "особыми умениями", называли характерниками. Легенды о них ходили в народе; считалось, что характерники могут такое, что мы бы сейчас назвали "гипноз". Раньше же об этом говорили "отвести глаза". Одним из способов «отвести глаза» использовали козаки-характерники в боевых условиях. Если характерник замечал превосходящий по силам отряд татар, то иногда козаки решали не вступать в бой и "отводили глаза" - спешившись и став в круг, козаки обвязывали морды коням (чтобы случайно не заржали, учуяв поблизости татарских лошадей), а характерник тем временем втыкал вокруг козаков копья. Получалась этакая импровизированная изгородь — и вот каким-то непонятным образом характерники внушали "нехристям" мысль, что они видят перед собой всего лишь рощицу. Среди других качеств, приписываемых характерникам, были: возможность превращаться в диких зверей, невероятная живучесть и невосприимчивость к боли, умение врачевать, в том числе знание разных трав-корешков и т.п. Самое сокровенное оставалось скрытым от посторонних глаз и умов, пряталось за шутовской бесшабашностью и наигранной необразованностью. Само это слово "характерник" обозначает человека, наделенного необычными, сверхъестественными способностями. Хотя часто бывало и наоборот - народная молва считала характерником личность сильную, неординарную, и приписывала ей чудесные качества. Такими считались кошевой Иван Сирко, полковник Семён Палий, наказной атаман черноморцев Захарий Чепига. Самой яркой особенностью характерников была их неуязвимость для пуль и сабель. Верования эти были настолько крепки, что даже спустя три столетия всё ещё ходили среди украинских поселян и были записаны многими исследователями: Д.И. Яворницкий "Запорожье в остатках старины и преданиях народа" (1888г.), Я.П.Новицкий "Народная память о Запорожье. Предания и рассказы, собранные в Екатеринославщине в 1875-1905 гг."



Однако характерники, занимаясь своим ремеслом, понимали, что грешат. И поэтому на исходе жизни козаки (в том числе — и характерники) отправлялись... в монастырь. Существовало несколько "козацких" монастырей (самый известный из них — Межигорский, под Киевом), которые были построены за деньги "сечовиков".

Предания о Казаках Характерныках


Упоминают о характерниках не только в легендах. Образ лихого козака-чародея появляется и в художественных произведениях. Например, в романе "Сагайдачный" Чайковского или в известной "Черной Раде" П.Кулиша. Большинство преданий и легенд про характерников были записаны на Украине только в XIX веке, однако первые упоминания о них уже встречаются в летописях, относящихся ко второй половине XVI века. Польский историк Папроцкий, описывая поход гетмана Самуила Зборовского в Молдавию в 1583 году, рассказывает о переговорах , которые проходили возле турецкой крепости Аслам-города. Один из казаков присутствовавший в делегации не удержался и выстрелил в татарина. Зборовский хотел казнить козака, но этому воспротивилось все войско, потому что считало его "характерником". Однако еще раньше Мартин Бельский, описывая в своей "Хронике" битву Ивана Подковы с молдавским господарем Петром под Яссами в 1577 году упоминает, что будто бы среди запорожцев был казак, который заговаривал ружейные пули. Остается лишь гадать, был ли это один и тот же человек, или же исторические сообщения относятся к разным лицам, но достоверно известно одно - традиция характерничества проявляет себя уже на самом раннем этапе запорожской истории и корнями своими уходит в седую древность.



Следующей удивительной особенностью характерников была их способность к "ликантропии" (превращение людей в волков). Верования о оборотнях живы на Украине до самого недавнего времени. Вообще же культ волка у индоевропейских народов очень древний и сложный, и напрямую связан с воинскими функциями. Покровителем волков у славян считался святой Егорий (Георгий, Григорий), заменивший собою в пантеоне Перуна. В языческие времена образ громовержца представляли в сопровождении двух волков, считавшихся его хортами (псами).

Предания о Казаках Характерныках


Интересно, что от слова "хорт" происходит название - острова Хортицы, который ещё в более древние времена назывался островом святого Георгия. С культом волка, по всей видимости, связано умение характерников понимать вражьи замыслы. В украинском языке бирюка, волка-одиночку, того самого "сiроманця", называют еще "вовкун" или "вiщун", приписывая ему ведовские свойства. Характерники владели также различными заговорами от пули и сабли и от опоя коня, укуса змеи, кровотечения из раны. И если воинские заговоры довольно широко бытовали среди казачества, особенно в кругу пластунов, то лечебные молитвы были уделом немногих. Такими казачьими медиками у запорожцев и черноморцев большею частью были кашевары. С.Н.Сергеев-Ценский так пишет: "Это были вообще серьезного склада люди, дававшие обет безбрачия и строго державшие этот обет, почитавшие свое кашеварство настолько святым занятием, что не давали казакам даже уголька из костра запалить люльку, когда варился борщ. Костру, впрочем, они придавали и лекарственное значение и неизменно зажигали его тогда, когда оказывался среди казаков раненный черкесской пулей или шашкой".



Со знахарями роднит характерников и знание всевозможного чародейного зелья - разрыв-травы для снятия цепей и отпирания замков, нечуй-травы для нахождения кладов, чаклун-травы (т.е. колдовской травы) для неуязвимости в бою. Эти общие волшебные свойства, в конце концов, переплелись между собою и нередко на Слобожанщине обыкновенного знахаря называли "характерником", а бабку-шептуху "характерницей".



Среди многочисленных преданий о характерниках особо выделяются сказания про кошевого Ивана Сирка, личность действительно колоссальную в истории XVII века. И друзья, и недруги одинаково отзывались о нем как о человеке замечательных военных дарований, и именно при нем Запорожская Сечь достигла апогея своего могущества. Сирко умел наводить на татарских табунщиков сон, часто при этом оборачиваясь белым хортом. А однажды у безымянного острова подстрелил из своего пистоля купающегося в Днепре черта. Остров этот, на котором впоследствии основали одну из Сечей, назвали Чертомлык, поскольку черт "млыкнул" (булькнул) ногами, когда упал в воду. Сами запорожцы говорили, что равного Сирку не было, не будет и никогда не может быть, и на то есть заклятие самого Сирка : "Хто ляже рядом зi мною, то ще брат, а хто вище мене - той проклят". Рассказывали, будто Сирка сабля не могла взять и он бывало подставлял своему "джуре" (слуге) под удар руку, но на ней оставался лишь синий след. Сказания о магической силе Сирковой руки были очень популярны и в одном предании он назван даже Сирентием Праворучником. Говорили, что будто после смерти своего кошевого запорожцы отрезали правую руку его и с ней везде ходили на войну, а в случае беды выставляли ее вперед, говоря: "Стой, душа и рука Сирка с нами!" Лишь после разрушения Запорожья казаки схоронили руку его, но не схоронили они с ней души его: он вовсе не умер, он жив до сих пор, он и теперь воюет где-то с врагами Христовой веры и казачьей вольности. Говорят, у Сирка на кресте была надпись: "Кто будет семь лет перед Пасхой выносить по три заполы земли на мою могилу, то будет иметь такую силу, как я, и будет знать столько, сколько и я".

Предания о Казаках Характерныках


Известны в преданиях и другие исторические личности, такие как Семен Палий, Григорий Сагайдачный, казак Кравчина - все они также считались характерниками. Однако легенды донесли до нас и весьма колоритные образы последних запорожских характерников, доживавших свой век уже после разрушения Сечи на хуторах и пасеках, где они "плодили пчелу". Среди них казак Джереливский, который сам ковал и заговаривал ружья, запорожцы Канциберы, заколдовавшие свои деньги и спрятавшие их в земле, старые сечевые деды Пластун, Усатый и Довгый. По смерти этих казацких чародеев люди долго не осмеливались селиться в тех урочищах, поскольку верили, будто нечистый там выл, кричал и хохотал на всю плавню.



До наших дней дошли свидетельства о казаках, владевших искусством наводить "ману", гипнотизировать целые толпы народа. Например, "козарлюга Васюринский", живший на Сечи в XVII веке, имел настолько сильное биополе, что многие его просто не выдерживали. "Когда он причащался, -- гласит летопись, -- четыре человека держали священника, чтобы тот не упал от одного духа богатыря. Потому как только он дыхнет -- от его дыхания человек падал с ног". При разрушении в XVIII веке Запорожской Сечи там тоже столкнулись с характерником, который одним дыханием мог убить человека. Подобные способности исследователи подтверждают у китайских цигунов, японских ниндзя, секрет которых -- в работе с внутренней энергией человека через дыхательные упражнения.

Предания о Казаках Характерныках


Современная наука признает приведенные факты, но их убедительное объяснение и обоснование принадлежит будущему. Как и то, что отдельным казакам особыми тренировками удавалось достичь неимоверного эффекта, когда "тело играет". В этом случае боль от ударов врага не ощущалась. Подобное присуще и некоторым восточным системам, например, искуству тибетских монахов "катеда" и "школе железной рубашки" в кунг-фу и каратэ. Конечно, такое напряжение сил кратковременно и требует потом длительного отдыха.





Сейчас существует школа козацкого боевого искусства «Спас» напоминающее боевое искусство запорожцев и особенно характерников. Школой руководит Александр Притула. В школе практикуются тренинги с одной, двумя саблями, боевыми палицами и особое внимание уделяется искусству верховой езды. О своей школе рассказывает Александр Притула -«Подготовка в школе ведется по 16 ступеням, начальный уровень состоит из игр, имитирующих движения казака в бою. Далее — кулачные бои, борьба, практика рукопашного боя. Также проводятся лекции по лечению травами, раскрытию биоэнергетических способностей человека . После седьмой ступени — экзамен на звание казака. А далее — девять порогов специализации — в боевом искусстве, в системах лечения и выживания».

Предания о Казаках Характерныках


В Украине “Спас” — не единственная школа боевых искусств. К примеру, в Закарпатье успешно возобновляют “Сваргу” — рукопашное искусство Закарпатья, в Тернополе существует Школа казацкой борьбы “Хрест”







Ар-Каим

Читать далее
Фанфик по Гарри Поттеру. Доверие (часть 5)

Читать далее
Алиса

Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 22-10-2021, 14:30


358


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх