Культ меча
Культ меча
Существует великое множество видов холодного оружия. Часто оно является легендарным, исключительно ценным, наделяется множеством необычных свойств. Полистав легенды, мифы и сказки можно встретить и необычные копья Одина и Мухаммеда, и молот Тора, и трезубец Индры, но больше всего легендарных мечей. Так уж, почему-то, сложилось, что именно меч, чаще всего, наделялся людским воображением самыми необычными свойствами. Почему так? Может быть оттого, что меч оружие не дешёвое и было доступно не всякому воину, может причиной послужила многолетняя идеализация рыцарства, для которого меч был главным оружием? Хотя, всё началось намного раньше. Сейчас можно прочесть, что: «Меч символизирует силу, власть, достоинство, лидерство, высшую справедливость, свет, мужество, бдительность. На метафизическом уровне он олицетворяет всепроникающий разум, силу интеллекта, проницательность». Но это достаточно «высокий» уровень понимания символа. Хотелось бы остановится на более «прозаических» примерах.

 

В Скандинавии, где меч считался главным оружием воина, меч имел очень большое значение – признак мужчины-воина. Если мужчине доводилось умирать не в бою, то он обязательно встречал последние мгновения с мечом в руке, иначе чертоги Вольхаллы не приняли бы его. На мече давали клятвы. Меч мог быть и символом целомудрия – если в одной кровати приходилось спать малознакомым мужчине и женщине, то между ними клали меч, как символ чистоты их помыслов, а не как оружие обороны для женщины, в случае чего. В поэзии скальдов, в драпах или висах, меч никогда не называли прямо, а использовали иносказания – кённинги или хейти – делатель вдов, жнец колосьев и т.д. особо в скандинавских сагах выделяется меч Фрейра, который сражался сам по себе, а меч Хеймдалля - стража у моста-радуги Биврест– первым вступит в битву Рагнарёг.

Культ меча

Для японских самураев меч — это  его мужество и сила, его душа. Вместе с жемчужиной и зеркалом, священный меч, подаренный Сусаноо богинеАматэрасу, принадлежит к Трем Великим Сокровищам Императора. Японский меч окружался целым набором ритуалов и действий.

Культ меча

Имелся свой «язык» меча, который предписывал, какое положение на теле самурая или в его доме должен занимать меч, чтобы не нанести оскорбление окружающим людям. Можно сказать, что меч это высшая ценность для самурая, после его чести и достоинства. Семизубый меч Нанацусая-но-тати, 4-го века до н.э. является одним из  национальных сокровищ Японии.

Культ меча

На Востоке меч тоже стал неотъемлемым символом некоторых народов. Как катана для самураев, так кхандаявлялась признаком кшатрия – члена воинской касты, а потом секты раджпутов и сикхов.       

Культ меча

Меч кханда входит в главный символ сикхизма, как основа этого символа. «Его острые грани отделяют Истину от Невежества. Правый край меча символизирует Свободу и Власть, которые находятся под контролем моральных и духовных ценностей. Левый край олицетворяет божественное Правосудие, карающее врагов». Сам символ тоже  называется кханда. 

На удивление, у славян меч не получил такого всеобщего значения. Может дело в некоторой «миролюбивости» славянских народов, может в том, что у ранних славян не было выраженной воинской «касты» - практически каждый мужчина был воином. Меч был дорогим оружием, бережно хранимым, мог быть положен в могилу мужчины, но не более. Может поэтому в былинах существует только один легендарный меч – Кладенец.

Максимальное почтение к мечу начинается с эпохой рыцарства в Средневековье. Меч был для рыцаря не просто оружием. Рыцарская жизнь начиналась с акколады – церемонии посвящения, при которой рыцаря «опоясывали мечом», при этом он  целовал свой меч. Рыцарская жизнь заканчивалась от удара мечом на поле боя. Меч ломали над головой рыцаря, запятнавшего свою честь и рыцарское достоинство. Если же наказанием за проступок была смерть, то меч палачаобрывал благородную жизнь, а не позорная верёвка или топор, которыми казнили простонародье. На мече давали клятвы и обещания, целуя перекрестье меча, которые считались неотступными. Меч поднимали вверх, приветствуя противника. Принимая меч в подарок, рыцарь брал его в руки, опустившись на одно колено, и целовал клинок.  Перед битвой или отправкой на войну, в Крестовый поход, например, над мечами рыцарей читались молитвы, проводились литургии. В рукояти мечей заключали частицы мощей святых, и такие мечи считались наделёнными необычайной силой. С эпохой Крестовых походов, меч становится символом Креста. Не только в том плане, что  рыцари несли истинную веру, а в самом утилитарном смысле – воткнутый в землю меч превращался в походный алтарь - меч с простой гардой подобен католическому кресту - около которого можно было проводить любые христианские обряды. И именно мечом, а не крестом, игумен Исидор в 1272 году, благословил князя Довмонта на битву с Тевтонским орденом.  Как святыня, этот меч хранится в Пскове, как «оберег» города. То есть, меч стал талисманом, не эмблемой или гербом, а талисманом целого города! Попав в подозрительное место, в котором можно было опасаться козней нечистой силы, нужно было очертить на земле лезвием меча круг, чтоб сила Креста, символом которого есть меч, и сила оружия защитили всех, кто находится в этом кругу. Или воткнуть меч в центре стоянки или лагеря.

 
Наравне с людьми, мечи являются героями легенд и саг. В «Артуровском цикле» роль меча Грааля, не чаши Грааля – она сама по себе, а именно меча, очень велика. А появлению, и возвращению назад, Эскалибура посвящены целые главы. Ожье Датчанин, даже во главе большого войска, не может противостоять силам зла без Кортаны - волшебного меча. Хотя тот и не делает Ожье  бессмертным или очень сильным,  но даёт ему лишь силу духа, веру и надежду. Мечам давали имена. Конечно, история сохранила только имена самых известных мечей, но такая традиция существовала и у простых рыцарей. Кортанаи Саважин – мечи Ожье (Хольгера) Датчанина, меч РоландаДюрандаль,Ескалибур (Калибурн) – меч короля Артура, Тисона и Колада– мечи Эль Сида, героя Испании, Клив-Солаш – меч Нуанду Серебреной Руки, короля Ирландии, Куртуаз – меч Вильгельма 1-го. И множество других. Интересно то, что имена европейских мечей - это женские имена - такова была традиция. Так Куртуаз – утончённая, а Саважин – дикая, Дюрандаль – твёрдая, а Клив-Солаш – солнечная. Мечи наделялись не только именами, но и качествами, присущими людям. Меч, вонзённый в глыбу красного мрамора, которая приплыла по воде в замок Камелот, известный как «Меч в камне», не давал себя вытащить никому из всех рыцарей Круглого Стола, кроме юного Галахада, именно он потом нашел чашу Святого Грааля и стать его хранителем. Круадин — меч Кухулина могла говорить и петь. Атвейг — пела от счастья, идя в битву во имя Христа, и плакала каплями крови от горя, если бой шёл вдалеке от неё. Бертинг – меч умершего Сигурда разговаривал из могилы с его сыном - Ормом. А Хундингсбана– меч аса Фрейра, вообще сражался сам по себе. Меч мог верно служить хозяину, а мог и предать, вывернувшись из руки во время боя, если считал что, человек его недостоин. Легенды, конечно, но насколько красивые.

 

Катана, конечно, есть душасамурая, окружённая величайшим почтением,  как и кханда – символ сикха и религиозный символ. Акрис «Чондонг чампур», изготовленный 14-м веке для правителя государства Маджапахит, в безлунные ночи он сам покидал ножны и летал в поисках жертвы. Но рыцарский меч стал не только почитаемой дорогой вещью, а святыней, иногда наделённой чертами личности. И при этом в отношении рыцарского меча не существовало таких, скрупулезно соблюдаемых, ритуалов, как, например, в отношении японской катаны. Для рыцарского меча не было специальных подставок, традиции трогать за меч только через ткань и так далее. Но, умирая в бою или совершая сеппуку – ритуальное самоубийство, самурай навряд ли бы стал прощаться со своим мечом, как это делает в «Песне о Роланде» сам Ролданд перед смертью:

Пора нам, Дюрандаль, с тобой проститься.

Мне больше ты уже не пригодишься.

С тобой мы многих недругов побили,

С тобой большие земли покорили.

 

Эпоха мечей и рыцарей давно прошла, но до сих пор некоторые рыцарские мечи хранятся, как святыни. Коронационный меч французских королей – меч 13-го века, якобы меч Карла Великого, хранится в Лувре.

Меч святого Вацлава – меч королей Чехии, датированный 9-м веком, хранится в Пражском Граде.

Щербец – коронационный польский меч, который король Болеслав Храбрый выщербил, отсюда и название, якобы о Золотые ворота Киева в 1018-м году, датирован 10-м  веком, хранится в королевской сокровищнице замка на Вавеле. Да и множество других менее известных, но не менее почитаемых. 

Закончу древней шотландской мудростью: "Не мечь есть всё, а всё есть меч", и несколькими стихами о мечах.

 

Касыда о мече. 

Подобен сверканью моей души блеск моего клинка:

Разящий, он в битве незаменим, он - радость для смельчака.

Как струи воды в полыханьи огня, отливы его ярки,

И как талисманов старинных резьба, прожилки его тонки.

А если захочешь ты распознать его настоящий цвет,

Волна переливов обманет глаза, будто смеясь в ответ.

Он - тонок и длинен, изящен и строг; он - гордость моих очей,

Он светится радугой, он блестит, струящийся как ручей.

В воде закалялись его края и стали алмазно-тверды,

Но стойкой была середина меча - воздерживалась от воды.

Ремень, что его с той поры носил, - истерся, пора чинить,

Но древний клинок сумел и в боях молодость сохранить.

Так быстро он рубит, что не запятнать его закаленную гладь,

Как не запятнать и чести того, кто станет его обнажать.

Мой яростный блеск, когда ты блестишь, это - мои дела,

Мой яростный звон, когда ты звенишь, это - моя хвала.

О ты, вкруг меня разгоняющий тьму, опора моя в бою,

Услада моя, мой весенний сад - тебе я хвалу пою!..

Ношу я тебя не затем, чтобы всех слепила твоя краса,

Ношу наготове, чтобы рубить шеи и пояса.

Живой, я живые тела крушу; стальной, ты крушишь металл,

И, значит, против своей родни каждый из нас восстал!

(Абу-т-Тайиб Ахмад ибн аль-Хусейн аль-Мутанабби)  

 

Гнев.

Меч звался Гнев. Казалось нам, разить

Он должен всех, с кем выпало поспорить.

А если нет, то бешено грозить

Упорствующим в глупом разговоре.

Небось обратно в ножны не спешил

Ужасный Гнев, не выплеснувшись в деле!..

Лишь удивляло, как таки дожил

До бороды седой его владелец?

Уж верно, был он всем бойцам боец

И побивал, с кем выпало рубиться...

«Поведай нам, пожалуйста, отец,

Что Гневу твоему ночами снится?»

«С таким, как он, разящим наповал,

Обязан быть хозяин осторожен...

И оттого почти не покидал

Мой добрый меч своих уютных ножен.

Уж как легко рубить, рассвирепев!

Да только вспять не вывернешь былого.

Ну а доколе в ножнах дремлет Гнев,

Любой пожар легко погасит Слово».

Так говорил нам старый удалец,

И размышляли мы, что это значит.

Он вправду был прославленный боец.

Ведь лучший бой - что так и не был начат.

(Мария Семёнова)

 

Баллада о двух мечах. 

Последний бой у старой цитадели

На башне, что нависла над обрывом

Собрались те, кто в битве уцелели

И попрощались молча, торопливо

И на краю спиной упершись в небо 

Плечом к плечу мы в строй последний встали

И друг за другом уходили в небыль

Неся кровавый росчерк острой стали.

И кровь струилась, красная на черном 

Да станет же вам силы менестрели

Чтобы воспеть геройство обреченных

Погибших без надежды и без цели

С трудом еще в свою победу веря 

Враги идут безмолвные как тени

А я с усмешкой загнанного зверя

Отбросил щит на стертые ступени

Пусть подождет меня еще минуту 

Чертог забвенья, мрака и печали

Остатком жизни смерть неся кому-то

Я шел в последний бой с двумя мечами

Вам этот бой запомнится надолго 

Полет клинков, рассекших мир на части

Последний хрип затравленного волка

И два клинка, как проклятое счастье

Какая ж мне нужна еще награда 

Когда уходит жизнь в последнем стоне

Я упаду красиво, как в балладах

Сжав рукояти в стынущих ладонях.

(Наталья Некрасова)  

 

Меч.

Среди тьмы глубокой ночи               

Слышишь в лёгкой тишине                       

Клинков удары очень прочных                        

И искры таят в вышине.                              

Свистит клинок ночь разрубая,                       

Лязг затихает вдалеке.                                  

И не нужна судьба другая             

Тому, кто держит меч в руке.               

Удар отбит и искры вспыхнут,                     

Зажгутся, как во тьме свеча.                        

Ещё улар, лишь пальцы стиснут                         

Покрепче рукоять меча.                         

Но всё ж окончен поединок                   

И меч один лежит в песке.

Красивый, будто бы с картинок,

Сжат в холодеющей руке.

Смертельной красоты творенье,

Держать тебя в руках любя.

Труда как много, вдохновенья

Ушло, чтоб сотворить тебя

И день, и ночь над горном жарким

Кузнец ковал, гоня сон прочь,

Чтоб стал узор на стали ярким,

Чтобы сверкал в любую ночь.

Молился мастер, бил поклоны,

Чтоб меч хозяина хранил.

Чтобы не слушал уговоры,

И крепче чтоб врагов рубил.

Но тщетны были заклинанья

И рыцарь доблестный убит.

Не выполнив предначертанья

Меч на сырой земле лежит

(Григорьев Игорь)


 

Удел клинка.

Оружье предка, позабыла сталь

Бои с их голубым Монтевидео

В надежном окружении Орибе,

Великими Полками, долгожданной

И легкою победой при Касерос,

Запутанным, как время, Парагваем,

Свинцом двух пуль, вошедших прямо в грудь,

Водой, порозовевшею от крови,

Отрядами повстанцев Энтре-Риос,

Комендатурой между трех границ,

Конем и пиками дремучих дебрей,

Сан-Карлосом, Хунином и концом...

Бог дал той стали блеск. Она незряча.

Бог дал ей героизм. Она мертва.

Спокойна, как трава, она не помнит

Мужской ладони, ратного огня,

Источенной годами рукояти

И меченного родиной клинка.

Простая вещь среди других вещей,

Задвинутых в музейную витрину,

Всего лишь символ, тень и силуэт -

Кривой, нещадный и забытый всеми

Не хуже, думаю, чем ты и я.

(Хорхе Луис Борхес)








Фэнтези картинки


Читать далее
Поклонникам нежити и некромантов.

Читать далее
Галерея \"Хроники Рыжей Сони\"

Читать далее

Автор поста
Архив Дрима  
Создан 6-10-2021, 17:40


409


0

Оцените пост
Нравится 0

Теги


Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх