Поэзия Серебряного Века. Футуризм
О Футуризме в целом и Кубофутуризме в частности.
Футуризм - общее название художеÑтвенных авангардиÑÑ‚Ñких движений 1910-Ñ… - начала 1920-Ñ… гг. XX в., прежде вÑего в Италии и РоÑÑии.

ОÑновные признаки футуризма:

 • бунтарÑтво, анархичноÑÑ‚ÑŒ мировоззрениÑ, выражение маÑÑовых наÑтроений толпы;
 • отрицание культурных традиций, попытка Ñоздать иÑкуÑÑтво, уÑтремленное в будущее;
 • бунт против привычных норм Ñтихотворной речи, ÑкÑпериментаторÑтво в облаÑти ритмики, рифмы, Ð¾Ñ€Ð¸ÐµÐ½Ñ‚Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð½Ð° произноÑимый Ñтих, лозунг, плакат;
 • поиÑки раÑкрепощенного «Ñамовитого» Ñлова, ÑкÑперименты по Ñозданию «заумного» Ñзыка;
 • культ техники, индуÑтриальных городов;
 • Ð¿Ð°Ñ„Ð¾Ñ Ñпатажа.

Футуризм зародилÑÑ Ð² Италии, а главным идеологом Ñтал извеÑтный литератор Филиппо Томмазо Маринетти, выÑтупивший 20 Ñ„ÐµÐ²Ñ€Ð°Ð»Ñ 1909 года на Ñтраницах Ñубботнего номера парижÑкой газеты «Фигаро» Ñ Ð¿ÐµÑ€Ð²Ñ‹Ð¼ «МанифеÑтом футуризма», в котором была заÑвлена «антикультурнаÑ, антиÑÑтетичеÑÐºÐ°Ñ Ð¸ антифилоÑофÑкаÑ» его направленноÑÑ‚ÑŒ.

Это течение претендовало на поÑтроение нового иÑкуÑÑтва - «иÑкуÑÑтва будущего», выÑÑ‚ÑƒÐ¿Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð´ лозунгом нигилиÑтичеÑкого Ð¾Ñ‚Ñ€Ð¸Ñ†Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ñего предшеÑтвующего художеÑтвенного опыта. Маринетти провозглаÑил «вÑемирно иÑторичеÑкую задачу футуризма», ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð·Ð°ÐºÐ»ÑŽÑ‡Ð°Ð»Ð°ÑÑŒ в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь иÑкуÑÑтва».

ФутуриÑÑ‚Ñ‹ проповедовали разрушение форм и уÑловноÑтей иÑкуÑÑтва ради ÑлиÑÐ½Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ Ñ ÑƒÑкоренным жизненным процеÑÑом XX века. Ð”Ð»Ñ Ð½Ð¸Ñ… характерно преклонение перед дейÑтвием, движением, ÑкороÑтью, Ñилой и агреÑÑией; возвеличивание ÑÐµÐ±Ñ Ð¸ презрение к Ñлабому; утверждалÑÑ Ð¿Ñ€Ð¸Ð¾Ñ€Ð¸Ñ‚ÐµÑ‚ Ñилы, упоение войной и разрушением. Ð’ Ñтом плане футуризм по Ñвоей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархиÑтам, фашиÑтам, коммуниÑтам, ориентированным на революционное ниÑпровержение прошлого.

ПоÑÐ·Ð¸Ñ Ð¡ÐµÑ€ÐµÐ±Ñ€Ñного Века. Футуризм


Кубофутуризм - направление в иÑкуÑÑтве 1910-Ñ… гг., наиболее характерное Ð´Ð»Ñ Ñ€ÑƒÑÑкого художеÑтвенного авангарда тех лет, ÑтремившееÑÑ Ñоединить принципы кубизма (разложение предмета на ÑоÑтавлÑющие Ñтруктуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», то еÑÑ‚ÑŒ во времени).

Ð“Ð¾Ð²Ð¾Ñ€Ñ Ð¾ руÑÑком кубофутуризме, Ð½ÐµÐ»ÑŒÐ·Ñ Ð½Ðµ упомÑнуть о творчеÑком объединении «ГилеÑ». УчаÑтники группы запомнилиÑÑŒ и Ñвоим вызывающим поведением, и шокирующим внешним видом (Ð·Ð½Ð°Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ñ‚Ð°Ñ Ð¶ÐµÐ»Ñ‚Ð°Ñ ÐºÐ¾Ñ„Ñ‚Ð° МаÑковÑкого, розовые Ñюртуки, пучки редиÑки и деревÑнные ложки в петлицах, раÑкрашенные неведомыми знаками лица, Ñпатажные выходки во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð²Ñ‹Ñтуплений), и Ñкандальными манифеÑтами и резкими полемичеÑкими выпадами против литературных оппонентов, и тем, что в их Ñ€Ñды входил Владимир МаÑковÑкий, единÑтвенный из футуриÑтов, не гонимый в ÑоветÑкое времÑ.

Ð’ 1910-Ñ… годах прошлого века извеÑтноÑÑ‚ÑŒ «гилейцев» превоÑходила оÑтальных предÑтавителей Ñтого литературного течениÑ. Возможно, потому, что их творчеÑтво наиболее ÑоответÑтвовало канонам авангарда.

Ð’ начале 1910 года в Петербурге «ГилеÑ» заÑвила о Ñвоем ÑущеÑтвовании в ÑоÑтаве Д. и Ð. Бурлюков, Ð’. Хлебникова. Ð’. МаÑковÑкого, Ð’. КаменÑкого, Е. Гуро, Ð. Крученых и Б. Лившица. Именно они Ñтали предÑтавителÑми наиболее радикального фланга руÑÑкого литературного футуризма, который отличалÑÑ Ñ€ÐµÐ²Ð¾Ð»ÑŽÑ†Ð¸Ð¾Ð½Ð½Ñ‹Ð¼ бунтом, оппозиционной наÑтроенноÑтью против буржуазного общеÑтва, его морали, ÑÑтетичеÑких вкуÑов, вÑей ÑиÑтемы общеÑтвенных отношений.

ПоÑÐ·Ð¸Ñ Ð¡ÐµÑ€ÐµÐ±Ñ€Ñного Века. Футуризм


Один из оÑновоположников течениÑ, Ð’. Хлебников активно занималÑÑ Ñ€ÐµÐ²Ð¾Ð»ÑŽÑ†Ð¸Ð¾Ð½Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ преобразованиÑми в облаÑти руÑÑкого Ñзыка. Он пиÑал: «Ðайти, не Ñ€Ð°Ð·Ñ€Ñ‹Ð²Ð°Ñ ÐºÑ€ÑƒÐ³Ð° корней, волшебный камень Ð¿Ñ€ÐµÐ²Ñ€Ð°Ñ‰ÐµÐ½ÑŒÑ Ð²Ñех ÑлавÑнÑких Ñлов одно в другое, Ñвободно плавить ÑлавÑнÑкие Ñлова - вот мое первое отношение к Ñлову. Это Ñамовитое Ñлово вне быта и жизненных польз. Увидев, что корни лишь призрак [и], за которыми ÑтоÑÑ‚ Ñтруны азбуки, найти единÑтво вообще мировых Ñзыков, поÑтроенное из единиц азбуки, - мое второе отношение к Ñлову».

Хлебников, ÑтремÑÑÑŒ раÑширить границы Ñзыка и его возможноÑти, много работал над Ñозданием новых Ñлов. СоглаÑно его теории, Ñлово лишаетÑÑ ÑмыÑлового значениÑ, Ð¿Ñ€Ð¸Ð¾Ð±Ñ€ÐµÑ‚Ð°Ñ Ñубъективную окраÑку: «ГлаÑные мы понимаем, как Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¸ проÑтранÑтво (характер уÑтремлениÑ), ÑоглаÑные - краÑка, звук, запах».

Само понÑтие ÑмыÑла Ñлова Ñ ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½Ñ Ð·Ð²ÑƒÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð¹ аÑÑоциации отныне перемеÑтилоÑÑŒ на уровни графичеÑких поÑтроений и ÑвÑзей внутри одного Ñлова по Ñтруктурным признакам. ЛекÑичеÑкое обновление литературных текÑтов теперь доÑтигалоÑÑŒ внеÑением в него вульгаризмов, терминов техничеÑкого характера, изобретением непривычных ÑловоÑочетаний, отказом от знаков препинаниÑ. Одни поÑÑ‚Ñ‹ производили новые Ñлова из Ñтарых корней (Хлебников, КаменÑкий, Гнедов), другие раÑкалывали их рифмой (МаÑковÑкий), третьи Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ Ñтихотворного ритма придавали Ñловам неправильные ÑƒÐ´Ð°Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ (Крученых). Ð’Ñе Ñто вело к депоÑтизации Ñзыка.

Суть ÑтихотворчеÑтва ÑмеÑтилаÑÑŒ Ñ Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñов «ÑодержаниÑ» текÑта на вопроÑÑ‹ «формы» («не что, а как»). Ð”Ð»Ñ Ñтого футуриÑÑ‚Ñ‹ применÑли фигурное поÑтроение Ñтиха. где активно иÑпользовалиÑÑŒ приемы рифмовки не конечных, а начальных Ñлов, а также внутренние рифмы или ÑпоÑоб раÑÐ¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñтрок «леÑенкой».

ПроÑвлÑÑ Ð¾Ð±Ð¾Ñтренное чутье к Ñлову, футуриÑÑ‚Ñ‹ доходили до абÑурда, занимаÑÑÑŒ конÑтруированием. ОÑобое значение они придавали ÑловотворчеÑтву, «Ñамовитому Ñлову». Ð’ программной Ñтатье «Слово как таковое» были приведены заумные Ñтроки:

Дыр бул щыл
убеншщур
 Ñкум
вы Ñо бу
 р л Ñз


Их автор, Ð. Крученых утверждал, что «в Ñтом пÑтиÑтишии более руÑÑкого национального, чем во вÑей поÑзии Пушкина».

Результатом подобной деÑтельноÑти футуриÑтов ÑвилÑÑ Ð½ÐµÐ±Ñ‹Ð²Ð°Ð»Ñ‹Ð¹ вÑплеÑк ÑловотворчеÑтва. что в конце концов привело к Ñозданию теории «заумного Ñзыка» - зауми.

Заумь ÑвилаÑÑŒ одним из оÑновных творчеÑких принципов руÑÑкого кубофутуризма. в «Декларации заумного Ñзыка» Хлебников, Г. Петников и Крученых так определÑли ÑущноÑÑ‚ÑŒ зауми: «МыÑль и речь не уÑпевают за переживанием вдохновенного, поÑтому художник волен выражатьÑÑ Ð½Ðµ только общим Ñзыком… но и личным… и Ñзыком, не имеющим определенного Ð·Ð½Ð°Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ (не заÑтывшим), заумным. Общий Ñзык ÑвÑзывает, а Ñвободный - позволÑет выразитьÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐµ. Заумь пробуждает и дает Ñвободу творчеÑкой фантазии, не оÑкорблÑÑ ÐµÐµ ничем конкретным».

ПоÑÐ·Ð¸Ñ Ð¡ÐµÑ€ÐµÐ±Ñ€Ñного Века. Футуризм


ИÑÑÐ»ÐµÐ´ÑƒÑ Ñ„ÑƒÑ‚ÑƒÑ€Ð¸Ð·Ð¼ на заре его зарождениÑ, ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ Ð“ÑƒÐ¼Ð¸Ð»ÐµÐ² пиÑал: «Мы приÑутÑтвуем при новом вторжении варваров, Ñильных Ñвоею талантливоÑтью и ужаÑных Ñвоею небрезгливоÑтью. Только будущее покажет, «германцы» ли Ñто, или… гунны, от которых не оÑтанетÑÑ Ð¸ Ñледа».

ПоÑÐ·Ð¸Ñ Ð¡ÐµÑ€ÐµÐ±Ñ€Ñного Века. Футуризм


Лето 1911*, Давид Бурлюк 1882-1967

Ленивой лани лаÑки лепеÑтков
Любви лучей лука
ЛиÑток летит лиловый лÑгунов
Лазурь легка
ЛомаютÑÑ Ð»ÐµÑ‚ÑƒÐ½ÑŒÐ¸ лиÑтокрылы
Лепечут ЛОПÐРИ ЛÐЗОРЕВЫЕ ЛУÐ
Лилейные лукавÑтвуют леилы
ЛупотÑтвует ленивый лгун
Ливан лыÑейший летний ларь ломаÑ
Литавры лозами лить лапы левизну
Лог лекÑикон лак люди лаÑ
Любовь лавины = латы льну.

1912, Велимир Хлебников 1885-1922

Когда умирают кони - дышат,
Когда умирают травы - Ñохнут,
Когда умирают Ñолнца - они гаÑнут,
Когда умирают люди - поют пеÑни.

3 Ð¡Ñ‚Ð¸Ñ…Ð¾Ñ‚Ð²Ð¾Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ 1913, ÐлекÑей Крученых 1886-1968

â„– 1
Дыр бул щыл
убеншщур
Ñкум
вы Ñо бу
Ñ€ л Ñз

â„– 2
фрот фрон ыт
не Ñпорю влюблен
черный Ñзык
то было у диких племен

â„– 3
Та Ñа мае
ха ра бау
Саем Ñию дуб
радуб мола аль

Как указано Ñамим автором, Ñлова в Ñтих литературных опытах не имеют ÑмыÑлового значениÑ. При чтении они в первую очередь воÑпроизводÑÑ‚ первородную мелодику руÑÑкой речи, воÑÑоздают звучание Ñлов так, как они могут воÑприниматьÑÑ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÐ¾Ð¼, не знающим руÑÑкого Ñзыка.

Из Улицы Ð’ Улицу1913, Владимир МаÑковÑкий 1893-1930

У–
лица.
Лица
у
догов
годов
рез–
че.
Че–
ез
железных коней
Ñ Ð¾ÐºÐ¾Ð½ бегущих домов
прыгнули первые кубы.
Лебеди шей колокольных,
гнитеÑÑŒ в Ñилках проводов!
Ð’ небе жирафий риÑунок готов
выпеÑтрить ржавые чубы.
ПеÑÑ‚Ñ€, как форель,
Ñын
безузорной пашни.
ФокуÑник
рельÑÑ‹
Ñ‚Ñнет из паÑти трамваÑ,
Ñкрыт циферблатами башни.
Мы завоеваны!
Ванны.
Души.
Лифт.
Лиф души раÑÑтегнули.
Тело жгут руки.
Кричи, не кричи:
«Я не хотела!» —
резок
жгут
муки.
Ветер колючий
трубе
вырывает
дымчатой шерÑти клок.
ЛыÑый фонарь
ÑладоÑтраÑтно Ñнимает
Ñ ÑƒÐ»Ð¸Ñ†Ñ‹
чёрный чулок.


ПоÑÐ·Ð¸Ñ Ð¡ÐµÑ€ÐµÐ±Ñ€Ñного Века. Футуризм


ПримечаниÑ:

* курÑивом обозначены года напиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ð¹ и года жизни авторов.

Ð˜Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð²Ð·Ñта из книги "ПоÑÐ·Ð¸Ñ Ð¡ÐµÑ€ÐµÐ±Ñ€Ñного Века", школьной тетрадки по литературе, а также из головы.
 




Автор поста
Северный Ветер
Создан 1-04-2012, 18:48


1 274


0

Оцените пост

Теги


Похожие посты

История Асхана: мир божественных драконов
Интересности

Луноход
Проза

Страж. Глава 13
Проза

Туманная степь
Проза

Принц драконов
Проза


Популярное



ОММЕНТАРИИ






Добавление комментария


Наверх