Сейчас я работаю над первым творческим циклом в своей жизни, да ещё и на тему славянской мифологии, поэтому я и заглянул сюда :) Раньше тут можно было найти всё, что угодно: кучу статей на самые разные темы, творческие и волшебные. Но поиск предательски молчал.
«Не дело, — подумал я и решил:
— Раз я не нашёл здесь нужного мне материала, добавлю его сюда сам». Поехали. Не бойтесь кликать на картинки, чтобы рассмотреть их получше.
Онежская роспись
Онежскую роспись ещё называют олонецкой. Я точно не знаю, где она появилась, но, скорее всего онежская роспись родилась в Олонецкой губернии, в Онежском уезде на самом берегу Онеги, реки широкой. Вот и роспись была совсем как река: широкой, свободной, да ещё и синего цвета. Да-да, синего! Синий фон некогда был самым распространённым в онежской росписи. Но время шло, о ней прознали другие люди, к синему фону прибавился зелёный, затем красно-коричневый... Теперь сложно найти изображение онежской росписи на синем фоне. А я и не против, знаете ли...
|
Олонецкая роспись — одна из самых декоративных, при этом манера письма плавная, свободная. Она не должна быть симметричной, а совсем даже наоборот, может и любит виться по-природному, как будто цветы на ней живые, игривые и равнодушные к равносторонности.
Основной элемент росписи — ветвь с листьями, украшенная трёмя крупными круглыми розанами и завершающаяся вытянутым тюльпаном. Из тюльпана вырастает следующие веточки с листьями с розанами поменьше и яблочками... Так можно вырастить настоящий онежский фрактал. А можно обойтись простыми листиками, яблоками с лепестками и линией в форме птички. |
Подходящие цвета
Для фона: ● ● ●
Для элементов: ● ● ●
Ну и чёрный, конечно же, без него никуда. Им проводят тонкие линии. Ту же птичку.
Рисуют сначала красные элементы, затем белые, после — зелёные, жёлтые, мелкие белые и, наконец, тонкие чёрные детальки. Рисовать можно без наброска, хотя я бы не рисковал.
Мезенская роспись
Мезенская роспись зародилась по соседству с онежской, в низовьях реки Мезени, на мели да на перекате. Сложно сказать, где именно она родилась, зато легко — где мезенская роспись решила жить. Поселилась она в деревушке Палащелье, что в Мезенском уезде. Там сейчас живёт дай бог человек двадцать.
| Вы знаете, мы с мезенской росписью в чём-то похожи: мы оба любим изящных лошадок и не любим рисовать их ноги. И если я рисую цветных пони и говорю, что «так и задумано», то мезенская роспись совершенно не парилась: она просто взяла и сделала тонкие и по-настоящему изящные ножки. Потому что так надо. А если добавить на голову рога и убрать уздечку, получится настоящий северный олень. |
С мезенской росписью не всё так гладко: красные и чёрные элементы привлекают неоязычников, они же неонацисты. У них главным элементом стали не олени и кони, как это было до них, а свастика... Простите, «коловрат» в форме свастики и туда же крутящийся. Ой. На самом деле река Мезень любила кресты, робики и много-много поясов. Поэтому если вы соберётесь туда съездить, можете спрясьти поясок.
Подходящие цвета
Для фона: ●
Для элементов: ● ●
Хотите нарисовать? Окей, без проблем. Сначала размочальте конец палочки: штука удобная и полезная, когда нужно делать эффектные вещи. У меня где-то она была... Кхм, не суть. Ею рисуйте крупные красные элементы. Смените инструмент на перо глухаря. Что, нет глухаря рядом? Лень обрабатывать перо щёлочью и не только? Есть способ попроще... Возьмите ветку мягкого дерева (сирень подойдёт) и обработайте е под перо. Ну и чернила сделать можете сами, если хотите.
Так вот, берёте перо и рисуете им чёрные тонкие элементы. Не забудьте: у оленей и коней ноги примерно равны длине ног слонов Сальвадора нашего Дали. Примерно. Иногда чуть короче.
Последний инструмент вам придётся сделать, вспомнив, что вы давно не стриглись. Достаточно давно, чтобы сделать кисть из человеческого волоса. Ею надо наносить красные орнаменты. Да-п, это то самое человеческое жертвоприношение.
Да, кстати, не забудьте поделить ваш кусок дерева, на котором вы рисуете, на три части: небесный мир, земной и подземный. Ну или хотя бы небесный и земной. На небесах всё чинно-мирно: бегают оленихи, они же рожают вам оленят. Птица порхает. Часто одна, остальные птички остаются в мире земном вместе с лошадьми и солнцем.
Пермогорская роспись
Пермогорье — это в районе Северной Двины. Простите вашего несведущего в географии рассказчика, но я уверен, что это... где-то на севере. А если быть точным — в Архангельской области. Они там вообще любили красиво порисовать, знаете ли. А эти ещё и чай пить любили. Неудивительно, что пермогорская роспись гуляет в Черепаново, Большом Березнике и Гридинской: всё ищет, в какой деревушке чай вкуснее. Это она просто о цервкушке на Варварке не слышала.
Основные элементы — цветы, птицы, узорчатость. Все росписи несут какой-то смысл в себе. Мезенская, например, рассказывала о суровой северной жизни. А пермогорцы любят пить чай, слушать пение птиц и ездить на лошадях. Поэтому и сюжеты у них такие, простые и домашние: кто-то едет в запряжённых санях, кто-то пьёт чай, кто-то прядёт... А если никто этого не делает, значит, в центре росписи восседает птица Сирин.
Когда будете рисовать лошадей, помните: в самом начале своего пути пермогорская роспись любила лошадей белых, статных, изящный, с сильными, но тонкими ногами. А потом лошади почернели, покоренастили, ножки стали короче, да и сам силуэт — проще.
Подходящие цвета
Для фона: ●
Для элементов: ● ● ●
И про чёрный не забудьте. Вы уже заметили, чем отличается пермогорская роспись от онежской и мезенской? Ага! Тут
сначала рисуют линии, а
потом их закрашивают. Так что чёрный вы возьмёте первым. Остальные цвета можете располагать как угодно, но не забывайте про цветовые пропорции: доминирующим цветом в пермогорской живописи должен оставаться красный. Ну, не то, чтобы до-олжен, но обычно так и происходит.
Ракульская роспись
Ракульская роспись тоже стремится к Северной Двине, поскольку родилась она на Ракулке, а Ракулка — это приток Северной Двины. Родители ракульской росписи, Витязевы, наверное и не предполагали, что спустя чуть более века начнут возводить вокруг них самые неожиданные теории: а ведь вдруг Витязевы — скрывающиеся от гонений старообрядцы, которые бежали на Северную Двину и вместо переписывания книг решили сохранить древнюю роспись? Если кто здесь умеет проводить спиритические сеансы — пожалуйста, задайте Витязевым этот вопрос.
Вообще, это действительно официальная теория. Более-менее официальная. Единственное, я не смог найти хоть какие-то доказательства в той же работе. Ракульская роспись сильно отличается от других в этом регионе, но не сближается ни с какими росписями извне региона. Более того, несмотря на свои отличия ракульская роспись близка к пермогорской настолько, что их объединяют в одну группу. Так что...
Птицы и цветы — основной и, фактически, единственный мотив росписи. Я думаю, это из-за того, что она возникла поздно и, скорее, искуственная. Этим занимались одни только Витязевы, скорее всего, на продажу. Поэтому тут и нет передачи каких-то характерных черт жизни региона. Зато есть красивые птички.
Композиция на прялках довольно интересная. Есть нижняя часть, в которой происходит всякое интересное: животные, геометрические узоры. Затем рисуется узорчатый треугольник, из которого вырастает длинная ветвь с листьями, делящая остаток прялки на две части. Пространство заполняется курочками и другими птичками, крупными листьями-капельками.
Подходящие цвета
Для фона: ●
Для элементов: ● ● ● ●
Ага! Чёрный теперь среди цветов для элементов. Им не только делают мелкие детали и контур, теперь им полностью заливают части рисунка: листья и птиц. Это, пожалуй, главное отличие от описанных выше росписей. Чёрный как самостоятельный, полноправный цвет. Очень графично, правда?
Петриковская роспись
Всё, я замёрз. Поехали на юг, я хочу на юг. Например, на Украину. Петриковская живопись — выбор любителей рисовать на дверях и обоях. Я вот любитель. Мама смирилась с сыном-дебилушкой и уже даже не против, что на её двери красуются тыквы. А раньше у неё были там цветы, как и на её стенах. Знал бы о петриковской росписи, была бы петриковская роспись.
Дело в том, что её появление принято связывать с интересным обычаем в вольной Петриковке, где белённые стены и печи женщины разукрашивали яркими цветами и иногда птичками. А как пройдёт время, как будет пора белить снова — взять в руки кошачью кисть да нарисовать новые цветы.
Смело рисуйте самые разные цветы, все цветы, много цветов. Иногда добавляются птицы, иногда — жар-птицы, но всё равно они наслаждаются жизнью в бушующей зелени листьев и нежности цветов.
Подходящие цвета
А здесь я вообще не буду писать, какие цвета вам подойдут. Их слишком много. Это может быть одноцветное голубое, под хохлому, может быть под жостовскую или хохловскую роспись. Может быть на любом фоне, любых цветов. Мой фаворит — белый или бежевый фон и зелёный в жёлтый элементы.
Пижемская роспись
Я согрелся. Обратно в Архангельск. Простите, я хотел сказать «в Коми». На Север, в общем. Пижемская роспись, наверное, пострадала от времени больше всего. Очень сильно изменился цвет, перестали покрывать изделия лаком, так что золотой терпкий фон канул в Лету. Изменились и узоры: они и раньше были геометрическими, но раньше они раскидывались по всей поверхности, были полненькими и довольными жизнью. В двадцать первом веке они схуднули и приобрели аристократическую бледность. Но мне так нравится даже больше.
Геометрические символы — в этом вся пижемская роспись. Точки-семена, кресты-солнышки, ромбы-поля. В посвящённых росписи книгах страницы заполнены самыми разными вариантами элементов, так что тут все мы обладаем некоторой свободой в рисовании деталей.
Подходящие цвета
Для фона: ●
Для элементов: ● ● ●
Не уверен, относить ли чёрный к элементам или просто к контурам? В этой живописи граница между «просто контур» и «элемент» стремится к полному расстворению. Ну, допустим, контур. Ладно, поехали дальше. У нас осталась только...
Пучужская роспись
Ничего не напоминает? Ага-ага! Это тоже Северная Двина. Видите, как похожа на пермогорскую и ракульскую? У них действительно очень много общего, разве что пучужская особенно любит пичуг и красные листья. И цветочки-солнышки. Вобще, эта роспись вся о кружевном красном: кружевные края, кружевные листья, кружевное всё
| Так что смело рисуйте столько кружевных мелочей, сколько захотите. В петриковской росписи активно используются пипетки, не вижу причин не использовать их и здесь. Тем более, что кружева просто просятся!
Кстати, заметьте, что обводка тут очень и очень умеренная, если не сказать минималистичная. Обычно контур дают только всей птице, внешний такой контур. Ещё могут добавить непосредственно стебль листьев — но не более. За счёт этого роспись такая весёлая и немного детская. |
Подходящие цвета
Для фона: ●
Для элементов: ● ● ●
Цвета здесь яркие и чистые, их можно и не разбавлять особенно. Фон обычно золотой, в отличие от пижемской росписи, золотой цвет здесь не потерялся, хотя и поумерился. Но тарелки по-прежнему делают золотыми.
Вот и всё. Надеюсь, любителям славянского фэнтези понравится подборка и будет полезной.