Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)
Подари мне японский веер
И Луну в бокале вина.
Я хочу превратиться в ветер.
Налету менять имена.
Тёмным небом душа полна,
И вот-вот улетит на север
Из распахнутого окна -
Был бы только японский веер.
Ева Тенецкая


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


В Японии веера использовали представители самых различных общественных классов и для самых различных дел: в театральных постановках и танцах, поэзии и светской жизни, а также при веянии риса или пшеницы. Также веер использовался и в качестве смертельного боевого оружия, причём таковое использование веера впервые появилось именно в Японии, и ни в какой более стране мира.

Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Веера для личного пользования имеют древнюю историю, начало которой покрыто туманом, и подразделяются на две группы:

- жёсткий, как правило округлый веер с продолговатой ручкой (утива, или дансэн);
- складной веер, по форме напоминающий сектор диска (оги, или сэнсу).

Утива упоминаются в самых древних хрониках японцев и их происхождение можно вывести из придворного обычая носить с собой маленькую плоскую палочку (саку) из дерева или слоновой кости, которую упирали в нижнюю часть груди под небольшим углом, поддерживая таким образом осанку и придавая ей величие. Как видно из истории, утива с успехом пришёл на замену саку.

Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Складной веер многие учёные считают истинно японским изобретением, несмотря на неясность и неточность сведений о его происхождении. Это связано с тем, что в хрониках уже упоминавшейся выше китайской династии Сун есть сведения о «японских веерах», причём речь идёт именно о таком типе веера, как оги. Это может послужить доказательством, что древние китайцы не имели к складным веерам никакого отношения, несмотря на то, что поздние конфуцианцы, преклоняясь перед китайской культурой, приписывали оги именно китайское происхождение.

Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Также оги использовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а рёбра веера укрепили лакировкой. Также к этому времени буси (войны) уже знали и использовали боевые веера, имевшие по всей видимости всё ту же округлую форму и бывшие крайне жёсткими. Такие веера известны под названием гумбай.

Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих., причём такие боевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. Рисунками для таких вееров были созвездие Большой Медведицы, драконы, символы инь и ян, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи.

Военный веер - гумбай-утива. Конец XVIII в.

Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


С помощью гумбай (т.е. определённого рода жестикуляции с использованием веера) военачальники отдавали приказы, также веера использовались для вызова на поединок, а в настоящее время гумбай можно встретить в руках судьи на поединках сумотори.

Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Однако с позиции смертоносности куда больший интерес представляет такие веера, как гунсэн и тэцусэн (тэссэн). Гунсэн носили буси в доспехах, а тэссэн носился с повседневной одеждой. Оба этих веера были удобным оружием как атаки, так и защиты и обычно имели восемь или десять спиц. Во многих рю по стране проводилось обучение технике боя с таким веером – тэссэндзюцу, приемы которого как правило большей частью повторяли программу тренировок на мечах.

Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Как можно было ожидать, множество легенд окружает возникновение метода боя с применением железного веера. Одна из них, например, рассказывает, как Ёшитсуне, герой многих японских легенд, победил великана Бенкея (ставшего позже его преданным последователем), отразив удары копья соперника своим железным веером, а потом, зажав древко между жесткими ребрами веера, вырвавшего копье из рук Бенкея. Секреты ведения боя веером ему, по легенде, открыло лесное божество тенгу , ранее уже обучившее его искусству владения мечом.

Немного картинок с Тенгу
Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


В литературе, посвящённой боевым искусствам, нередко описываются случаи побед, одержанных при помощи только одного лишь веера. Очень часто опытные фехтовальщики, уверенные в своих силах, использовали боевой веер, не утруждая себя фехтованием мечом. Легендарный фехтовальщик XVI века Ганрю, по преданию, вышел победителем и без единой царапины из боя с несколькими противниками и использовал при этом именно боевой веер.

Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Умение использовать такой веер в качестве оружия приобрело популярность и у представителей других общественных классов, которым было запрещено носить меч в силу «низкого происхождения». Тэссэном можно было фехтовать, отражать им летящие дротики и ножи или же координировать действия подчинённых, а также использовать веер любыми другими способами.
Боевой веер тессен обладал неисчислимым количеством назначений, прямо связанных с профессиональной обязанностью самурая – ведением боевых действий. Воин мог фехтовать им, вырывая меч из рук противника, зажимая лезвие между стальными ребрами веера и резко дергая на себя. Мог отражать пущенные в него ножи и отравленные дротики. Более того, веер служил важной частью обучения определенным техникам плавания, преподаваемых во многих школах боевых искусств.

Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский боевой самурайский веер ТЕССЕН - черный складной командный веер в форме gunsen-gata с 10-ю металлическими пластинами и с изображением самурайского родового герба (мона) клана Ичидзэн на обеих сторонах веера. На одной из металлических пластин - подпись мастера. Раритет! Имеет музейное значение.

Многослойная японская бумага (washi), лак, гравировка, золочение. Эпоха Эдо, конец 18 в.

Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский боевой самурайский веер ТЭССЕН (ГУНСЭН) - двусторонний складной командный веер в форме gunsen-gata с 10-ю пластинами и с изображением восходящего солнца на обеих сторонах веера и гравировка узора на металлической пластине.

Многослойная японская бумага (washi), лак, тушь, гравировка, шелковый шнур. Эпоха Эдо, начало 19 века. Деревянная коробка для хранения.

На верхней металлической пластине - выбиты 5 иероглифов, Hi Ri Ho Ken Ten, которые являются акронимом видоизмененного поэтического изречения выдающегося полководца Кусуноки Масасигэ, вошедшедщего в историю как символ военного таланта и самурайского духа.
Значение иероглифов: Hi-жестокость, Ri-принцип, Ho-закон, Ken-меч, Ten-небеса.
Приблизительный смысл акронима:

Жестокость не властна над принципами.
Принципы не властны над законом.
Закон не властен над мечом.
Меч не властен над небесами.

Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Без сомнения искусство применения боевого веера является самым необычным и самым редким видом техники кобудо. Более мирного предмета, чем веер, трудно придумать, и все же он тоже может быть оружием. Никакой мистики в этом нет и секретной техники тоже. Просто в поединке используется не совсем обычный веер. А если быть совсем точным, то совсем необычный.

Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Смертоносность веера заключалась в том, что он был снабжен острыми лезвиями, которые размещались в складках и на концах веера, придавая ему ещё более режущие и ударные свойства. Быстрота и эффективность применения веера была на столько неожиданна, что жертва умирая так и не могла понять, что с ней произошло.

Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Маленькие ножи размещали между перьями, окаймляющими веер. Когда эти перья скользили по лицу врага, он ощущал укус острых лезвий, которые ослепляли его. Так же эти маленькие лезвия специальным методом складывались и хранились в складках веера и при резком его открытии ножи выстреливали, как метательные снаряды, поражая лицо и тело противника.
Так же между перьями прятали мешочки с ядом, которые при раскрытии веера прорывались и яд поражал противника вызывая слепоту или даже смерть.

Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Ударной поверхностью веера были боковые его части, кончик рукоятки и верхушки ребер веера в открытом виде. С того момента, когда ребра веера стали делать из твердых пород дерева, его удар в висок или горло противника мог легко вызвать смертельный исход. Сегодня техники работы веером не включают в себя те элементы, которые могут вызвать потерю сознания, боль или временный паралич.
Боковые поверхности веера использовали для блокировки ударов руками и ногами. Контактными целями для веера были точки акупунктуры взятые из восточной медицины, которые вызывали широкий диапазон повреждений: от резкой боли до потери сознания, паралича или смерти.
Наиболее часто используемые точки для ударов веером - это точки выше и ниже колена. При резком тычке сюда противник падает или теряет баланс. Так же используются чувствительные точки около запястья, удар куда может позволить выбить предмет или ослабить его захват. Удар по точкам на подъеме стопы или с тыльной стороны икроножной мышцы может вызвать потерю баланса противника .
Сила манипулирования веером создается за счёт скорости маха путём действия расслабленной кисти. Движение кисти, напоминающей подметание, создают как скорость, так и ударные возможности веера. Мастера современности показывают, как они бросают наземь своих оппонентов движением веера, не повредив ни одного пера хрупкого обрамления веера. И можно только представить, что испытывает человек, который получил удар невинным на вид веером.

Сегодня искусством боевого веера по-прежнему занимаются несколько специалистов в Японии, так что древний, тяжелый гумбаи, наряду с другим специализированным оружием феодальной эры, появляется время от времени в тренировочных методиках современных дисциплин координации, таких как каратэ, айкидо и кендо.

И парочка уроков от лучшего Мастера боевого веера Jesse Tsao

 




Сайт Мастера: www.taichihealthways.com - множество приёмов, видео и книг по работе с веером.

Несколько интересных и впечатляющих вещиц, попавшихся мне на просторах интернета

Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)


Вроде бы всё, спасибо за внимание)) надеюсь, мой пост вам приглянулся))

Японский веер. Искусство боевого веера (тэссэндзюцу)
***






Art by Кристина Вингелевская и Lady Amarillis

Читать далее
Работы Tukiji Nao


Читать далее
Феерия красок


Читать далее

Автор поста
Shena {user-xf-profit}
Создан 14-01-2010, 13:39


0


34

Рандомный пост


  Нырнуть в портал!  

Популярное



ОММЕНТАРИИ





  1.       Laillia
    Путник
    #1 Ответить
    Написано 14 января 2010 13:43

    Круто!! dy Я видела в фильмах, как дерутся веером, но думала что это не по настоящему.


  2.       Винг
    Путник
    #2 Ответить
    Написано 14 января 2010 13:54

    Ого, я и не знал что такое боевое искуство существует, я думал что ет специально так в фильмах делают, изза того что красиво выглядит)))


  3.       Sapphira
    Путник
    #3 Ответить
    Написано 14 января 2010 14:37

    Очень красиво и познавательно)) спасибо)


  4.       Alinor
    Путник
    #4 Ответить
    Написано 14 января 2010 14:54

    аааа, хочу веерок!!!
    за пост спасибо, прекрасная работа, времени убили наверняка уйму!


  5.       Polar star
    Путник
    #5 Ответить
    Написано 14 января 2010 15:20

    Очень качественный и интересный пост. Спасибо автору за информациюbook


  6.       ashitaka ashihoro
    Путник
    #6 Ответить
    Написано 14 января 2010 15:26

    замечательно! biпревосходный пост!!!


  7.       ЛАСКА
    Путник
    #7 Ответить
    Написано 14 января 2010 15:43

    Хорошая тема! Зажигательный пост! Очень люблю востоковеденье. Сама далала неоднократно посты по Японии. Поклон автору.


  8.       Листва
    Путник
    #8 Ответить
    Написано 14 января 2010 15:51

    Ух ты!Боевой веер- прекрасно и смертельно опасно....dolf_ru_029


  9.       moruka
    Путник
    #9 Ответить
    Написано 14 января 2010 16:37

    очень замечательный пост ))) никогда не думала что такое может быть)) хучу такой веер)


  10.       Монечка
    Путник
    #10 Ответить
    Написано 14 января 2010 16:58

    а меня както пытались научить, но это нааастолько сложно!


  11.       Аглая Лилич
    Путник
    #11 Ответить
    Написано 14 января 2010 17:01

    Помню потресающий фильм Дневник Гейши, глав. героиня там изумительно танцевала с таким веером



  12.       Ангелика
    Путник
    #12 Ответить
    Написано 14 января 2010 17:07

    соглашусь с Лаской,тема отличная:))


  13.       BlackCat
    Путник
    #13 Ответить
    Написано 14 января 2010 17:40

    восхитительный пост)


  14.       Ян
    Путник
    #14 Ответить
    Написано 14 января 2010 17:43

    оу ес ) как раз то что нужно))) спасибо )


  15.       Kioshik
    Путник
    #15 Ответить
    Написано 14 января 2010 17:50

    Пост очень понравился! bi Спасибо за столь интересную информацию и подборку картинок, и видео)))


  16.       adirrozka
    Путник
    #16 Ответить
    Написано 14 января 2010 18:11

    видела, конечно, в мультиках, но никак не предполагала, что это исторически обосновано)



  17.       Moon Bard
    Путник
    #17 Ответить
    Написано 14 января 2010 18:53

    Интересно. Очень приятно видеть статьи по боевым искусствам.


  18.       Seraphim Winged
    Путник
    #18 Ответить
    Написано 14 января 2010 19:04

    вот уж не думала, что веера существуют и для войны) хотя в фильме "Братство Волка" ближе к кончу мелькает железный веер, только не японский) только жаль, что нет видео самого поединка на веерах, очень хотелось бы взглянуть.


  19.       Lyutik
    Путник
    #19 Ответить
    Написано 14 января 2010 20:22

    Крут!!! И пост и веерay


  20.      Пользователь offline Лемина  
    Мечтатель
    #20 Ответить
    Написано 14 января 2010 20:23

    Секреты ведения боя веером ему(Ёшитсуне), по легенде, открыло лесное божество тенгу , ранее уже обучившее его искусству владения мечом.


    Отлично! Так и запишем: по легендам, еще и японцев обучали божества... winked

    Жестокость не властна над принципами.
    Принципы не властны над законом.
    Закон не властен над мечом.
    Меч не властен над небесами.


    Ага, сейчас как раз учим: "...Что в мой жестокий век восславил я Свободу/И милость к падшим призывал./Веленью божию, о муза, будь послушна..."(с)


    ______



  21.       Shomany
    Путник
    #21 Ответить
    Написано 14 января 2010 20:45

    Очень интересно! Спасибо огромное за пост!


  22.       nika07
    Путник
    #22 Ответить
    Написано 14 января 2010 21:11

    мне б такой веер... классный пост))


  23.       aGatti
    Путник
    #23 Ответить
    Написано 14 января 2010 22:01

    Боевой веер... eg
    А как на... ногтях, к примеру...драться еще не придумали? )


  24.       ShinobiDo
    Путник
    #24 Ответить
    Написано 14 января 2010 22:30

    А я вот что то не понял почему японский веер идет в перемешку с китайским и ролики показаны китайские???
    Это полная бездарность и неувожение к традициям или, это я туплю??


  25.       Айта
    Путник
    #25 Ответить
    Написано 14 января 2010 22:33

    классно, интерестно былобы попробывать нааучиться такому))))


  26.       ShinobiDo
    Путник
    #26 Ответить
    Написано 14 января 2010 22:34

    Ах да еще:
    как Тай Чи и Тайцзы относятся к боевым исскусствам японии???
    Да и вобще тема на половину ложная, так как написана либо самим автором не знающим даже истории японии, либо пендосами, а точнее амереканскими псевдо историками(которые писали очень интересные сказки о нинзя и самураях, дабы повысить рейт своей литературы.)


  27.       Vanessa Black-Tao
    Путник
    #27 Ответить
    Написано 15 января 2010 09:09

    Классный пост, давно хотела узнать об этой технике боя побольше, да всё руки не доходили)) А тут подробно так))


  28.       Anastasia
    Путник
    #28 Ответить
    Написано 15 января 2010 11:49

    здорово .. book


  29.       Butterfly
    Путник
    #29 Ответить
    Написано 16 января 2010 16:58

    ОООО..!!!!я просто помешана на этом оевом искустве))))мне было интересно..)..кстате..у меня много много картинок...боевых вееров)))

    Цитата: aGatti
    Боевой веер... eg А как на... ногтях, к примеру...драться еще не придумали? )

    на веере...проводить сражения..это класика....))))придумано оч давно...причем тут ногти?


  30.       Rendre
    Путник
    #30 Ответить
    Написано 16 января 2010 17:43

    дабавила в закладки ah




Добавление комментария


Наверх