Результаты анализа аварий целиком сварных судов
При анализе аварий целиком сварных судов следует различать аварии, которые произошли в первый период эксплуатации, и аварии, имевшие место в последнее время. Дело в том, что значительное число трещин в первый период эксплуатации появлялось в конструкциях в результате недоброкачественного выполнения сварных швов и наличия в конструкциях внутренних напряжений вследствие нарушения во время постройки технологии сварки и сборки.


Появлению трещин способствовал также ряд конструктивных недостатков, обнаруженных в самом начале эксплуатации. К этим недостаткам относятся, прежде всего, конструкции фальшборта, бокового киля, шпигатов в выступающей кромке ширстрека, а также некоторые другие.


В первые годы эксплуатации сварных судов дефектные сварные швы и конструкции были заменены доброкачественными. Особое внимание было уделено конструкциям в районе углов вырезов, которые стали делать более прочными. С целью предотвращения распространения трещин были сделаны продольные разрезы и выполнены клепаные швы.


После указанных мероприятий количество случаев серьезных аварий резко сократилось, особенно после выполнения клепаных швов. Трещины, однако, продолжали появляться, но, как правило, только в углах вырезов на верхней палубе и в углах длинных рубок. У вырезов, расположенных в районе действия максимального изгибающего момента, трещины появлялись чаще, чем у вырезов в других местах корпуса. В углах вырезов, расположенных под надстройками, трещин, как правило, не бывает, если эти вырезы располагаются не на миделе.


На малых, целиком сварных судах и на сварных ледоколах трещины в углах прерывистых связей не возникают даже при отсутствии закругления углов, а также при отсутствии дублировки и утолщения листов в этих районах.


Несмотря на значительную величину коэффициента концентрации напряжений (отношение напряжений у выреза к напряжениям вдали от него величина. Их в углях вырезов под рубками и надстройками меньше той, которая могла бы вызвать трещины. Для малых судов размеры прочных связей берутся из технологических соображений большими, чем требуется по расчету, а для ледоколов то же самое делается с целью обеспечения местной прочности при работе во льдах.


Данные, полученные в результате аварий целиком сварных судов, подтверждают предположение о том, что трещины являются следствием некоторых особенностей работы сварных конструкций в районе прерывистых связей по сравнению с работой таких же клепаных конструкций.


Монолитность сварных соединений мешает перераспределению местных напряжений в районе прерывистых связей.


Клепаные швы, благодаря своей податливости, обладают способностью перераспределять напряжения, концентрирующиеся в углах прерывистых связей, поэтому подкрепления, рациональные для клепаных судов, оказываются непригодными для сварных.


Лабораторные испытания заклепочных соединений показали, что скольжение склепанных листов начинается уже при небольшой нагрузке, но вначале это скольжение упругое и имеет незначительную величину и определить его почти невозможно.


Податливость в результате скольжения способствует выравниванию напряжений в заклепочном шве, т. е. более равномерному распределению их, что подтверждается опытными исследованиями. ABELDANGER: чешское порно .



Добавить в закладки:

Метки новости: {news-archlists}






8b6664a1b1eeaac80db757b8dd2675c0